Чугун как изящное искусство. Каслинское литье: 10 фактов
Чугунная скульптура. Уникальный промысел: совместное творение скульптора, литейщика и чеканщика. О секретах мастерства узнаем с Натальей Летниковой.
Тяжелые, но изящные. Каслинские скульптуры впервые появились на Демидовском железоделательном и чугуноплавильном заводе в ХVIII веке. Цеха строились для производства металла, а художественный промысел был лишь экспериментом.
За основу взяли опыт немецких и английских мастеров. Технологию производства чугуна скрывали от России за семью печатями. Но петровское окно в Европу позволило получить первые образцы Берлинской королевской мануфактуры. По ним и постигали азы.
Фильм по теме
Сто лет шли уральские мастера к созданию собственного стиля, одновременно выпуская чугунную посуду и утюги. Первым успехом «кабинетного литья» стала выставка 1896 года в Нижнем Новгороде. Каслинский завод получил высшую награду — право ставить на изделие клеймо с гербом России.
В 1900 году Касли покоряет Париж. Огромный павильон — 172 пуда чугуна и год работы 16 мастеров — стал мировой сенсацией. В стенах, созданных словно из чугунных кружев, разместили работы уральцев. Экспозицию окрестили «энциклопедией художественного литья».
Чугунный дворец со всем содержимым намеревался купить президент Франции Эмиль Лубе. Предлагал два миллиона рублей. Сделки не вышло: среди экспонатов была скульптура «Россия». «Россия не продается» — таким был ответ.
Оригинал символа русской державы работы Николая Лаверецкого находится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, копия — в Екатерининском зале Кремля и в Южно-Уральском университете. А в селе Частоозерье Курганской области «Россия» стала памятником.
Павильон из чугуна в 1978 году признан ЮНЕСКО уникальным художественным памятником мирового значения. «Русское чудо» осталось единственным в мире архитектурным сооружением из чугуна, хранящимся в екатеринбургском музее.
Тонкость работы каслинских мастеров удивительным образом придала тяжеловесному материалу изящество. Чугунная цепочка для карманных часов весила всего 25 граммов. А стоила не дешевле серебряных изделий.
Образцы каслинского художественного литья использовали как визитную карточку для выставок: мол, если на Урале могут выплавить такое чудо, что уж говорить о котелках и садовых скамейках.
Чтобы увидеть работу каслинских мастеров, зачастую не нужно ехать далеко. Фонарь или садовая скамейка в городском парке при ближайшем рассмотрении могут оказаться произведениями искусства. В пример можно привести Крымский и Краснохолмский мосты в Москве, парковый ансамбль в Царицыно, сквер у памятника Святой Екатерине в Краснодаре…