Приметы времени: советская квартира 1950-1960-х годов

1950-60-е годы в СССР были временем больших строек: росли города, появлялись новые фабрики и заводы, комсомольцы отправлялись на целину. Кто-то еще жил в коммуналках, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, кто-то уже переезжал в новенькую квартиру — небольшую, зато отдельную, — а кто-то обустраивал комнатку в общежитии, порой далеко от дома. Читайте, как советские граждане стремились создать в комнатах уют и украсить скромный быт красивой посудой, фарфоровым статуэтками, ажурными салфетками и другими предметами интерьера.

Сервиз в серванте

Одним из базовых и при этом ценных приобретений считался фарфоровый сервиз — обеденный, чайный или кофейный. Его стремилась иметь каждая советская семья. Сервиз считался подарком, который всегда уместен, их покупали вскладчину на свадьбу для молодых или на юбилеи коллегам. Наборы стоили дорого, достать их было сложно — нередко посуду приобретали через знакомых. Сервизы хранили под стеклом на видном месте как украшение комнаты, в то время как повседневная посуда стояла на кухне за глухими створками шкафов. Красивую посуду редко использовали в повседневном быту, обычно ее ставили на стол по особым случаям, а случалось, и никогда не доставали из серванта.
В среднем, в чайный сервиз на шесть персон входило больше десяти предметов: чашки, блюдца, сам чайник, молочник, сахарница. Встречались и более объемные гарнитуры с вазами для фруктов, сухарницами и конфетницами.
Чаще всего покупали советские сервизы, одним из главных производителей был Дулевский завод в Подмосковье. После войны здесь выпускали художественный фарфор — ценные расписные гарнитуры и повседневную посуду из более дешевого фаянса. Главный художник фабрики Дулево Петр Леонов ориентировался на народные орнаменты и фольклорные мотивы. В 1950-х в росписи преобладали насыщенные оранжево-красные, зеленые и синие оттенки. Дулевский фарфор того времени называли ситцевым: яркий декор напоминал узоры на ткани. А в конце десятилетия в росписи появились мягкие пастельные оттенки. Во многих домах — и состоятельных, и небогатых — стоял популярный сервиз «Сирень»: тонкий цветочный рисунок на светлом фоне с позолотой.

Статусный хрусталь

Хрусталем называют предметы из особого стекла с оксидами металлов — свинца, бария или других, которые придают материалу пластичность, а изделиям прозрачность и кристальный блеск. Мастера работают с хрусталем как с драгоценными камнями: гравируют, шлифуют, выполняют огранку. Сверкающие предметы своими гранями напоминают одноименный минерал.
Иметь хрустальные предметы интерьера и посуду в Советском Союзе считалось престижным. Их хранили на видном месте, в серванте под стеклом, рядом с фарфоровыми сервизами, а доставали лишь по особым случаям. Чистили хрусталь даже чаще, чем им пользовались: следовало промывать посуду специальными составами непременно в теплой воде — от горячей материал терял прозрачность. А для особого блеска затем ополаскивали водой с уксусом.
На советских заводах выпускали хрустальные бокалы и стаканы, салатники и вазы, графины и кувшины, икорницы и селедочницы, конфетницы и блюда для фруктов. Резчики украшали изделия алмазными гранями — так называют особое трехгранное сечение. Узоры складывались из разных форм — «медальонов», «звезд», «четырехугольников», «чешуек» и других. Кроме бесцветного хрусталя производили и цветной. Разные металлы и их оксиды окрашивали посуду в разные оттенки: золото придавало красный цвет, кобальт — синий, марганец — фиолетовый.
Одним из самых известных в СССР «хрустальных» производств был Ленинградский завод художественного стекла. С ним связано имя скульптора и мастера по стеклу Веры Мухиной, автора знаменитой статуи «Рабочий и колхозница». На Ленинградском заводе она экспериментировала с материалами, формами и технологиями — например, создавала стекло со сложными цветовыми переходами. Мухина стала автором вазы «Лотос» из бесцветного и красного стекла с алмазной гранью.

Фарфоровые статуэтки

Фарфоровые статуэтки выходили большими тиражами и стоили недорого. Скульпторы создавали композиции на понятные массовому покупателю темы: детство, герои сказок и литературы, известные личности. Одна из самых популярных статуэток «Юный Пушкин» вышла в конце 1940-х на Ленинградском фарфоровом заводе (ЛФЗ, сейчас — Императорский фарфоровый завод). Фигуру Пушкина, который сидит за круглым столом с пером и бумагой, выполнили из белого глазурованного фарфора, а отдельные детали покрыли тонкими тонкими линиями позолоты.
Еще одна популярная статуэтка — «Мальчик с собакой» — вышла на Ленинградском заводе в начале 1950-х. Ее создала скульптор Галина Столбова, она разработала целую серию «Счастливое детство» с пионерами, школьниками, юными спортсменами и играющими малышами.
Еще Ленинградский фарфоровый завод выпускал театральные статуэтки. Скульптор Анатолий Киселев создал серию по мотивам оперы «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева и фигурки к балету «Петрушка» Игоря Стравинского. Встречались образы известных артистов, например, «Танцовщик Михаил Фокин в балете «Жар-птица» и «Балерина Уланова в концертном номере «Умирающий лебедь».
В 1957 году в СССР запустили первый искусственный спутник Земли, с этого события началась «космическая эра», в том числе и в фарфоре. В комнатах советских граждан появились маленькие ракет и фигурки космонавтов, бюсты Юрия Гагарина и Германа Титова. Дмитровский фарфоровый завод выпустил статуэтку «Белка и Стрелка» в честь первых животных, покинувших пределы Земли. Другая популярная композиция из фарфора — «Ракета. Спутник» представляла собой стилизованный космический корабль.

Текстиль: ковры и шторы

До 1960-х ковры считались роскошью. В комнатах советских граждан висели на стенах тонкие гобелены, обычно на них были изображены животные, чаще всего олени. И даже когда ковры стали доступны массовому покупателю, стоили они довольно дорого. Толстые изделия с орнаментами в восточном стиле выбирали долго и придирчиво и на пол клали редко, обычно вешали на стену.
Ценный предмет декора имел и практическое значение. Ковры покупали не только из-за статуса, но и из практических соображений. После войны в стране долго сохранялся жилищный кризис, и в 1957 году Никита Хрущев объявил о начале масштабных строек, чтобы обеспечить квартирой как можно больше советских семей. Вскоре появились так называемые “хрущевки” — небольшие по площади, зато отдельные, квартирки. Стены в них были тонкие, а ковры помогали приглушать звуки, скрывали несовершенства отделки и к тому же утепляли комнаты.
На протяжении веков ковры ткали из разных материалов — шерсти и хлопка, шелка и льна. Советские граждане покупали обычно машинные, более дешевые изделия. Но особенно ценились ковры ручной работы, к ним относились, как к произведению искусства. Достать их было сложно, обычно ручную работу привозили с юга — из Грузии, Дагестана и Армении.
Одними из лучших считались туркменские ковры, в регионе этот промысел развивался с древности. Обычно их ткали из натуральной шерсти теплых оттенков: насыщенно-красного, красно-коричневого, лилового и бордо. В основе орнаментов лежали геометрические мотивы: крупные и маленькие восьмиугольники, ромбовидные фигуры, треугольники и звезды.
Плотные портьеры в 1950-60-х годах на окна почти не вешали — чтобы не съедать ценное пространство сложными драпировками и не затемнять комнаты. На место тяжелых штор пришли полупрозрачные, а их дополнил совсем легкий хлопковый тюль — белый или бежевый. Из этого материала шили не только занавески, но иногда и свадебные платья, и даже повседневную одежду — например, блузки.

Абажуры

Модные в 1950-е годы потолочные светильники низко висели над круглым столом в комнате. Абажуры делали из бумаги или ткани, например, хлопка или шелка или хлопка. Такие светильники были популярны на протяжении всего столетия:
… еще хуже, когда абажур сдернут с лампы. Никогда. Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте — пусть воет вьюга, — ждите, пока к вам придут.
«Дни Турбиных», Михаил Булгаков
В советской квартире преобладали светильники с геометрическими, растительными или цветочными узорами, украшенные бахромой или кисточками. Цвет и фактуру ткани обычно подбирали в тон обстановки, но чаще встречались оттенки красного, розового, оранжевого и желтого, потому что они давали мягкий теплый свет. Иногда хозяйки сами шили абажуры — по схемам и инструкциям из журналов.
Когда в 1960-х годах в СССР начали массово строить «хрущевки», места для низко висящих объемных абажуров уже не было. Их заменили стеклянные и хрустальные люстры или плоские светильники, которые по форме напоминали тарелку, а дополнили — настольные лампы и торшеры разных видов. Абажуры массово переехали на дачи, где были более уместны большие столы для уютных застолий.

Этажерка: ажурные салфетки, журналы и книги

Этажерка — это открытые полки на столбиках-балясинах, один из видов стеллажа. В нижней ее части иногда находится закрытая тумба с дверцами. Этажерки стоили недорого, поэтому их покупали массово — и в свои квартиры, и в коммунальные, и в комнаты в общежитии. На полки помещали нехитрый декор: шкатулки, часы, статуэтки, фотографии в рамках и ажурные салфетки — еще один важный атрибут советского интерьера. Салфетки вязали крючком или вышивали в технике ришелье: на ткани рисовали контур узора (обычно цветы и листья) и обметывали его особым швом, а затем вырезали лишнее острыми ножницами. Ажурная вышивка напоминала кружево.
На этажерках также хранили литературные журналы и другую периодику. В 1960-е стали популярны «Новый мир» и «Молодая гвардия». В них печатались повести и рассказы, главная темой того времени была война. В толстых журналах впервые опубликовали «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева, «Мертвым не больно» Василя Быкова, «А зори здесь тихие» Бориса Васильева. Рядом с периодикой на этажерках стояли книги: читали русскую классику — Пушкина, Толстого, Чехова; из современных авторов выбирали братьев Стругацких и Шолохова, а из зарубежных писателей — Ремарка и Хемингуэя.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна