Как читать «Капитанскую дочку» Александра Пушкина

«Капитанская дочка»
 — историческая повесть, в которой рассказывается о крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева. Александр Пушкин
собирал материал о событиях пугачевщины в архивах и прямо на местах событий, он побывал в Оренбурге и других городах, где происходило восстание. Читайте, как автор работал над произведением, какие реальные люди стали прототипами главных героев и что писали о «Капитанской дочке» литературные критики
.

История создания

Василий Перов. Пугачевский бунт (фрагмент). 1873. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Михаил Шестеркин. Пугачевский бунт (фрагмент). 1893. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Василий Перов. Суд Пугачева. 1-я половина 1879. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Первые черновики повести относятся к 1832 году. В то время Пушкин задумал произведение о Петре Великом и для этого получил доступ к государственным архивам по разрешению императора Николая I
. Но при работе с документами писатель увлекся екатерининской
эпохой, его заинтересовало восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Крестьянский бунт в 1773–1777 годах охватил Урал
и Поволжье. Его возглавил беглый донской казак Пугачев, который объявил себя императором Петром III.
Пушкин задумал написать исторический труд о пугачевщине и одновременно — художественное произведение о том времени. Летом 1833 года поэт поехал на Урал. По пути он побывал в Казани, посетил Оренбург, а также небольшие города и села, где разворачивались события крестьянской войны. Он разговаривал со старожилами, которые помнили Пугачева и его войска, читал документы, осматривал города — например, изучал на местности, как располагались войска повстанцев во время осады Оренбурга. Пушкин писал:
Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою.
Поэт побывал в Бердской слободе, где в 1770-е находился главный штаб мятежников. В свой труд он включил подробности о характере Пугачева, о которых ему рассказали старожилы: «Когда ездил он [Пугачев] по базару или по Бердским улицам, то всегда бросал в народ медными деньгами». В записках к роману Пушкин отмечал, что уральские старожилы отзывались о Пугачеве с уважением, вспоминали его смелость и говорили, что «он нам зла не сделал».
Параллельно с научным трудом Пушкин набрасывал черновики будущего художественного произведения. Окончательно сюжет сложился в 1834 году. Изначально автор задумывал рассказать историю об офицере русской армии, который перешел на сторону Пугачева. Затем появился главный женский персонаж — Маша — и романтическая линия. Александр Пушкин закончил рукопись в октябре 1836 года.

Персонажи повести

Борис Кожин. Петр Гринев. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» (фрагмент). 1-я половина ХХ века. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Лубок неизвестного художника по акварели Клавдия Лебедева. Маша у Екатерины II. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» (фрагмент). 1887. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Борис Кожин. Портрет Пугачева (фрагмент). Фронтиспис к повести Александра Пушкина «Капитанская дочка». 1940. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Главный герой «Капитанской дочки» — молодой дворянин Петр Гринев, от его имени ведется рассказ. Он происходил из семьи состоятельного помещика. Отец отправил Петра в армию, и того определили в Белогорскую крепость на Урале — это название автор выдумал, на самом деле такой крепости не существовало. По дороге к месту службы Гринев попал в буран, случайно встретил бродягу и спас его от холода. Затем, уже в крепости, он познакомился с Машей Мироновой, дочерью местного коменданта, и влюбился в нее. Когда гарнизон захватили мятежники, выяснилось, что человек, которого Гринев спас во время бурана, — их предводитель Емельян Пугачев.
Пушкин описал Петра Гринева как совсем юного и неопытного героя, который только покинул родительский дом. Но со временем персонаж взрослеет, учится делать сложный выбор в разных ситуациях, проявляет мужество и благородство: защищает честь своей возлюбленной, отказывается присягнуть бунтовщику Пугачеву.
«Странные» отношения с предводителем бунтующего народа сохраняют жизнь Петруше и соединяют его с любимой девушкой, но они же до бесконечности усложняют ситуацию, раз за разом заставляя дворянского недоросля доказывать свое право на имя человека с открытой душой и чистым сердцем.
Литературовед Нина Петрунина. «От «Арапа Петра Великого» к «Капитанской дочке»
Пушкин не связал название повести с Гриневым или Пугачевым: вместо этого он вынес в заглавие капитанскую дочку Машу Миронову. По мнению литературоведа Юлиана Оксмана, таким образом «подчеркивался в «Капитанской дочке» и жанр семейной хроники как сюжетной основы». Семейная хроника знакомила читателей с миром Гриневых и Мироновых, показывала, как исторические события отразились на нескольких поколениях.
Образ Пугачева в романе двойственный. С одной стороны, он показан как человек жестокий, способный казнить неугодных. С другой — он помнил добро, оказался способен к справедливости и милосердию. Нина Петрунина писала об этом персонаже: «Это не просто мужик, наделенный незаурядным умом, душой и сердцем, это мужик со своим духовным миром, с собственным миропониманием и нравственными критериями».

Прототипы героев

Михаил Нестеров. Дуэль Гринева со Швабриным. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» (фрагмент). 1886. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Михаил Родионов. Встреча Гринева с Марией Ивановной. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» (фрагмент). 1920–40-е. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва
Михаил Нестеров. Маша и Гринев. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» (фрагмент). 1886. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Один из второстепенных персонажей повести — офицер Алексей Швабрин. По сюжету он перешел на сторону Пугачева — у этой истории была реальная основа. Пушкин писал:
Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров, изменивших своему долгу и перешедших в шайки пугачевские, был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушел далеко от истины.
Из письма Петру Корсакову
Прототипом Швабрина стал офицер Михаил Шванвич. Он участвовал в подавлении мятежа, затем попал в плен и вскоре присягнул на верность Пугачеву. После разгрома крестьянских войск офицера арестовали и судили вместе с другими бунтовщиками. Пугачева и его ближайших соратников казнили, а Шванвича отправили в ссылку.
У Петра Гринева тоже был реальный прототип: капитан Иван Башарин. Офицер попал в плен к мятежникам, готовился к казни, но за него заступились солдаты, потому что Башарин во время службы был к ним добр. В отличие от героя повести, реальный офицер примкнул к повстанцам, воевал в полках Пугачева и в итоге погиб в бою.
Фамилия главного героя тоже взята из реальной жизни: она упоминалась в архивных документах. Настоящий подпоручик Гринев находился под следствием, его подозревали в связях с мятежниками, но затем оправдали.

История публикаций

Борис Кожин. Маша у больного Гринева. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» (фрагмент). 1940. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Борис Кожин. Гринев у Пугачева. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» (фрагмент). 1940. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Борис Кожин. Допрос Пугачева. Иллюстрация к повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» (фрагмент). 1940. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Повесть «Капитанская дочка» вышла в 1836 году в литературном журнале «Современник»
. Произведение напечатали без подписи автора, читателям его представили как записки покойного Петра Гринева. Об анонимности просил сам Пушкин в письме к Петру Корсакову: «О настоящем имени автора я бы просил Вас не упоминать, а объявить, что рукопись доставлена через Петра Плетнева, которого я уже предуведомил».
Такая просьба была связана с тем, что повесть имитировала семейную хронику, а не художественное произведение. В последних строках произведения говорилось: «Рукопись Петра Андреевича Гринева доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом».
До публикации Пушкин читал повесть на вечере у Петра Вяземского
, поэтому соратники и многие читатели уже знали, кто на самом деле был автором произведения.
После выхода «Капитанской дочки» литературные критики отзывались о ней положительно. Николай Гоголь
писал: «Я рад, что «Капитанская дочь» произвела всеобщий эффект». В публицистическом сборнике «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь высоко оценил повесть и ее героев: «В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все — не только самая правда, но еще как бы лучше ее».
Критик Виссарион Белинский
тоже отмечал достоинства произведения:
«Капитанская дочка» — нечто вроде «Онегина»
в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения — чудо совершенства. Таковы портреты отца и матери героя, его гувернера-француза и в особенности его дядьки из псарей…
В то же время Белинский видел и недостатки, такие как «бесчувственный характер героя повести» Гринева и «мелодраматический характер Швабрина». Но при этом он называл «Капитанскую дочку» «одним из замечательных произведений русской литературы».

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна