Что почитать: советует Валентин Распутин
В 1993 году Валентин Распутин одним из первых поучаствовал в проекте филолога Михаила Пряхина «Заветный список». В своей книге исследователь решил собрать любимые произведения известных ученых, писателей, актеров, общественных деятелей.
Распутин любил читать с детства. Он вспоминал: «Я рано пристрастился к книгам, в ученье показывал усердие, и меня после четырех классов деревенской школы, по общему мнению, следовало учить дальше. <…> Об учебе своей, где преподавалась не одна лишь школьная программа, но и кое-что посерьезней, я рассказал в «Уроках французского». Особенно Распутину нравилась русская классика. Он писал, что именно эти книги поддерживали его в трудные времена, помогали справиться с трудностями. Распутин всегда хотел, чтобы и его произведения были такими же.
Литература — тоже теплокровное понятие, у нее одна цель — помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром. Что теперь предупреждать читателя о бедах! — он ударился так, что на него больно смотреть. Ему нужно помочь верой в Россию и народ. Я смею надеяться, что и герои моих книг еще не настолько ослабли, чтобы не сказать слов в поддержку. Для сострадания и любви, для сладких слез, утоляющих скорбь, прошедшего времени не существует.
Из статьи «Откуда есть-пошли мои книги», 1997 год
«Культура.РФ» публикует список любимых книг Валентина Распутина. Чтобы вам было проще разобраться, мы разделили его на несколько разделов: «Русская классика», «Советская литература», «Философия и история» и «Зарубежная литература». А еще мы изучили статьи и очерки писателя, его беседы с журналистом Виктором Кожемяко из книги «Эти двадцать убийственных лет» и выбрали из них интересные комментарии Валентина Распутина о некоторых произведениях.
«Вся русская литература XIX века полна сострадания к бедным и обездоленным. Она и велика была двумя главными качествами — художественностью и сострадательностью, из второй, чувственной ее стороны полнилась и первая, профессиональная».
Федор Достоевский. «Братья Карамазовы»: «К чтению Достоевского приходится готовить душу, как к исповеди, иначе ничего не поймешь. Достоевский — пророк, Достоевский — поразивший мир своим буйным и выверенным психологизмом художник. <…> Россия — страна братьев Карамазовых, издавна и до сих пор».
Лев Толстой. «Война и мир»: «Толстой — точно корневище огромного дуба, глубоко в землю запустившего корявые и мускулистые лапы корней и вбирающего все начала жизни и все учения мира…»
Николай Гоголь. «Тарас Бульба»: «Гоголь — как нахохлившаяся вещая птица, слетевшая на многострадальную нашу землю из неведомых высот».
Николай Лесков. «Соборяне»
Александр Пушкин: «Пушкин, блистающий талантами, как рыцарскими доспехами, по духу и образу жизни истинно рыцарь, высоко поднявший значение и честь литературы, защищавший честь России и свою личную честь».
Федор Тютчев: «Глубокомысленный Тютчев с барственной осанкой, глядящий с высоты своего величавого таланта…»
Сергей Есенин: «Есенина погубили, по нынешним меркам, мальчиком, но мальчик этот успел показать себя национальным гением».
Иван Бунин. Проза. «Жизнь Арсеньева»: «И все же в чем отличия писателя, вышедшего из деревни, от городского писателя? Думаю, в более чувственном и менее рационалистическом восприятии жизни. В статье о Чехове Юрий Нагибин, сравнивая Чехова с Буниным, говорит, что почти все нынешние «деревенщики» вышли из Бунина. Я с удовольствием соглашусь, что они одного поля ягода, но не потому, что истоком «деревенщиков» был Бунин, а потому, что истоком всех их вместе, в том числе и Бунина, была деревня с ее сильным природным и традиционным влиянием».
Автор: Анастасия Войко
Смотрите также