Что почитать: советует Валентин Распутин

В 1993 году Валентин Распутин
одним из первых поучаствовал в проекте филолога Михаила Пряхина «Заветный список». В своей книге исследователь решил собрать любимые произведения известных ученых, писателей, актеров, общественных деятелей.
Лидия Шабаршина. Иллюстрация к роману Михаила Шолохова «Тихий Дон». 1948. Музей-заповедник «Шушенское», поселок Шушенское, Красноярский край
Демьян Утенков. Легенда о Великом инквизиторе (по мотивам романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы»). 1982. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омск
Репродукция иллюстрации к роману Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». До 1951. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербург
Распутин любил читать с детства. Он вспоминал: «Я рано пристрастился к книгам, в ученье показывал усердие, и меня после четырех классов деревенской школы, по общему мнению, следовало учить дальше. <…> Об учебе своей, где преподавалась не одна лишь школьная программа, но и кое-что посерьезней, я рассказал в «Уроках французского»
.
Особенно Распутину нравилась русская классика. Он писал, что именно эти книги поддерживали его в трудные времена, помогали справиться с трудностями. Распутин всегда хотел, чтобы и его произведения были такими же.
Литература — тоже теплокровное понятие, у нее одна цель — помочь человеку, дохнуть на него при чтении книги теплом и добром. Что теперь предупреждать читателя о бедах! — он ударился так, что на него больно смотреть. Ему нужно помочь верой в Россию и народ. Я смею надеяться, что и герои моих книг еще не настолько ослабли, чтобы не сказать слов в поддержку. Для сострадания и любви, для сладких слез, утоляющих скорбь, прошедшего времени не существует.
Из статьи «Откуда есть-пошли мои книги», 1997 год
«Культура.РФ» публикует список любимых книг Валентина Распутина. Чтобы вам было проще разобраться, мы разделили его на несколько разделов: «Русская классика», «Советская литература», «Философия и история» и «Зарубежная литература». А еще мы изучили статьи и очерки писателя, его беседы с журналистом Виктором Кожемяко из книги «Эти двадцать убийственных лет» и выбрали из них интересные комментарии Валентина Распутина о некоторых произведениях.
«Вся русская литература XIX века полна сострадания к бедным и обездоленным. Она и велика была двумя главными качествами — художественностью и сострадательностью, из второй, чувственной ее стороны полнилась и первая, профессиональная».
Федор Достоевский
. «Братья Карамазовы»
: «К чтению Достоевского приходится готовить душу, как к исповеди, иначе ничего не поймешь. Достоевский — пророк, Достоевский — поразивший мир своим буйным и выверенным психологизмом художник. <…> Россия — страна братьев Карамазовых, издавна и до сих пор».
Лев Толстой
. «Война и мир»
: «Толстой — точно корневище огромного дуба, глубоко в землю запустившего корявые и мускулистые лапы корней и вбирающего все начала жизни и все учения мира…»
Николай Гоголь
. «Тарас Бульба»
: «Гоголь — как нахохлившаяся вещая птица, слетевшая на многострадальную нашу землю из неведомых высот».
Николай Лесков
. «Соборяне»
Александр Пушкин
: «Пушкин, блистающий талантами, как рыцарскими доспехами, по духу и образу жизни истинно рыцарь, высоко поднявший значение и честь литературы, защищавший честь России и свою личную честь».
Федор Тютчев
: «Глубокомысленный Тютчев с барственной осанкой, глядящий с высоты своего величавого таланта…»
Сергей Есенин
: «Есенина погубили, по нынешним меркам, мальчиком, но мальчик этот успел показать себя национальным гением».
Иван Бунин
. Проза. «Жизнь Арсеньева»
: «И все же в чем отличия писателя, вышедшего из деревни, от городского писателя? Думаю, в более чувственном и менее рационалистическом восприятии жизни. В статье о Чехове
Юрий Нагибин, сравнивая Чехова с Буниным, говорит, что почти все нынешние «деревенщики» вышли из Бунина. Я с удовольствием соглашусь, что они одного поля ягода, но не потому, что истоком «деревенщиков» был Бунин, а потому, что истоком всех их вместе, в том числе и Бунина, была деревня с ее сильным природным и традиционным влиянием».

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна