Фрески затопленного монастыря, которым больше 350 лет

В Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева работает постоянная экспозиция «Калязин. Фрески затопленного монастыря». Она посвящена результатам многолетней работы по изучению и сохранению фресок Троицкого Макарьева монастыря. Впервые спустя 80 лет зрители смогут увидеть настенные изображения, которые были созданы еще в 1654 году.
Троицкий Макарьев монастырь, один из самых богатых и почитаемых в России, основал в 1434 году преподобный Макарий Калязинский. В разные годы здесь бывали Иван Грозный, Борис Годунов и Алексей Михайлович и другие цари. В 1940 году во время строительства Угличского водохранилища ансамбль монастыря был затоплен, но фрагменты настенной живописи удалось спасти участникам экспедиции музея Академии архитектуры. В материале портала «Культура.РФ» читайте об истории разрушенного монастыря и реставрации фресок.

Грехопадение

Фрески, выбранные для выставки, в основном воспроизводят сюжеты из Ветхого Завета, циклов об Иисусе Христе, рождении Богородицы, а также изображают сцены из Апокалипсиса Иоанна Богослова. Их создали 18 царских иконописцев, среди которых художники из Костромы и Ярославля. Эти же мастера в начале XVII века создали настенные росписи в Московском Кремле.
Фреска «Грехопадение» иллюстрирует эпизод, посвященный истории Адама и Евы. По сюжету прародители Адам и Ева находятся в раю возле древа познания. Его обвивает змей, который протягивает запретный плод Еве. Справа от него видно круглое темное пятно: на этом месте раньше крепился голосник — глиняный сосуд, который использовали для акустики в интерьере храма.

Строительство Вавилонской башни

Все фрески, представленные в экспозиции, написаны в 1654 году. В это время царь Алексей Михайлович Романов участвовал в Русско-польской войне. На время своего отсутствия он поручил заботу о семье патриарху Никону. Когда в Москве началась эпидемия чумы, он вывез царицу Марию Ильиничну с детьми в Троицкий Макарьев монастырь в Клязьме.
Но более всего смущало царя то, что, пока он находился в войске, осенью распространилась по Московскому государству зараза. Царица с детьми бежала из Москвы в Калязин монастырь. В Москве свирепствовала страшная смертность. Зараза уничтожила большую часть жителей во многих городах. Люди от страху разбегались куда попало, а другие, пользуясь общим переполохом, пустились на воровство и грабежи. Бедствия этим не кончились. Зараза появлялась и в следующие два года; правительство приказывало устраивать на дорогах заставы с тем, чтобы не пропускать едущих из зараженных мест, но это мало помогало, так как всякого пропускали на веру, хотя за обман положена была в этом случае смертная казнь, как равно и за сообщение с зачумленными. По смерти зачумленных сжигали их платье и постели; дворы, где случалась смертность, оставляли на морозе, а через две недели велели топить можжевельником и полынью, думая, что этим разгоняется зараза.
Николай Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»
В основе сюжета фрески лежит история строительства Вавилонской башни: гордыня подтолкнула людей построить башню до небес, где пребывал Господь Бог. Так жители Вавилона хотели возвыситься и уподобиться Ему. Однако Бог разрушил строение и сделал так, что люди заговорили на разных языках, перестали понимать друг друга и так и не достроили башню.
При создании фрески «Строительство Вавилонской башни» мастер придерживался текста из Ветхого Завета и подробно изобразил процессы строительства. Темный круг на фреске — это тоже место утраты штукатурки, след от горлышка голосника.

Ангел и Иоанн Богослов

В 1940 году во время строительства Угличского водохранилища ансамбль монастыря был уничтожен и затоплен. Вместе с ним под воду ушли еще около сотни населенных пунктов и храмов. Фрагменты настенной живописи, а также некоторые архитектурные детали удалось спасти во время экспедиции Академии архитектуры, которой руководил художник-реставратор Павел Юкин. Всего со стен Троицкого собора сняли 150 квадратных метров настенной живописи.
Среди спасенных изображений был один из фрагментов композиции цикла «Апокалипсис». По преданию, на острове Патмос ученик Иоанна Богослова, одного из 12 апостолов, записал с его слов последнюю книгу Нового Завета — «Откровение» Иоанна Богослова, или «Апокалипсис». После многодневного поста Иоанну было пророческое видение о будущем рождении Антихриста на земле, бедствиях, Втором пришествии Иисуса Христа, победе Бога над дьяволом, конце света и о Страшном суде. Согласно тексту Апокалипсиса, художник рядом с ним разместил ангела, который объясняет происходящее.

Ангелы Семи церквей

Морозы зимой были настолько сильными, что реставраторам приходилось работать при температуре минус 32 градуса. По итогу работы 117 фрагментов стенописи передали в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, а 30 отправили в другие музейные коллекции, в том числе в собрание бывшего Строгановского училища (сегодня — Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова).
Роспись западной части Троицкого собора подробно иллюстрирует текст Апокалипсиса. В начале текста богослов обращается к ангелам Семи церквей в Асии (Азии) — римской провинции, образованной в 133 году до нашей эры на территории Пергамского царства.
На фреске Троицкого собора видно, как художник изобразил семь малоазийских церквей в виде храмов. Перед каждым из них стоит ангел с развернутым свитком, на котором написаны начальные слова обращения к этой церкви из Апокалипсиса.

Сын Человеческий производит суд, подобно жатве и обрезанию винограда

С конца 1980-х годов фрески затопленного монастыря реставрировали по авторской методике Владимира Бурого. Она заключается в переносе фрескового слоя на новую, полимерную основу, куда добавляли растворы синтетических полимеров. В разные годы фрагменты восстанавливали сотрудники Музея архитектуры и академии им. С.Г. Строганова. Некоторые фрагменты по этой же методике обновили специально к выставке.
На большой сюжетной композиции из цикла «Апокалипсис» изображен момент, который увидел апостол Иоанн Богослов: восседавший на облаке Господь, подобный Сыну Человеческому, сошел на землю, чтобы пожать серпом виноград. Острый серп в руках Господа символизирует кончину мира. Под фигурой Господа изображены ангелы, они серпом собирают гроздья винограда — это народы, которые погибнут в пришествие Господа.

Экспозиция станет постоянной в Музее архитектуры.
Изображения предоставлены Государственным музеем архитектуры им. А.В. Щусева.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна