История одного здания: Дом Зингера в Петербурге
Дом Зингера — одно из самых узнаваемых зданий на Невском проспекте. Его возвели в 1904 году по проекту архитектора Павла Сюзора. Кроме правления фирмы «Зингер», в разные годы здесь располагались швейные мастерские, американское консульство, издательства и один из самых крупных книжных магазинов Европы — Санкт-Петербургский дом книги. Рассказываем об истории знаменитого здания.
Строительство Дома Зингера
![Евгения Шеншина (Арсеньева) Санкт-Петербург, 1866–1873 годы. Фотография: Сергей Левицкий / Музей-заповедник Усадьба Мураново имени Ф.И. Тютчева, Московская область](https://cdn.culture.ru/images/9c54e3d5-09ae-57c6-af70-5f426d396a55/t_average/8-jpg.png)
![Почтовая карточка «Санкт-Петербург. Невский проспект. Дом Зингера». 1900–1915. Ростовский областной музей краеведения, Ростов-на-Дону](https://cdn.culture.ru/images/d98851e9-9253-52db-bd7c-e7be21a26fb5/t_average/5-jpg.png)
![Мария Бирилева (Тютчева). Петербург, 1860-е годы. Фотография: Сергей Левицкий / Музей-заповедник Усадьба Мураново имени Ф.И. Тютчева, Московская область](https://cdn.culture.ru/images/67d66cff-f632-5d94-86aa-356f8ce24e90/t_average/6-jpg.png)
Дом Зингера построили на углу Невского проспекта и набережной канала Грибоедова (в начале ХХ века он назывался Екатерининским). Первые здания на этом месте появились в конце 1730-х — начале 1740-х годов. Сначала тут был оперный дом, в котором давали комедийные представления. Театр работал до 1749 года, пока не сгорел. В 1770-х на его месте возвели трехэтажный особняк для духовника Екатерины II — протоиерея Ивана Панфилова.
В 1840-х здание выкупил аптекарь Карл Имзен. По его распоряжению дом перестроили и добавили к нему еще один этаж. Часть помещений Имзен сдавал в аренду: в них располагались нотная лавка, редакция газеты «Биржевые новости», книжный магазин и ателье Сергея Левицкого — первого в России профессионального фотографа.
В 1902 году участок земли, на котором находился дом Имзена, приобрела американская компания «Зингер». Фирма выпускала швейные машины, к тому времени у нее уже было крупное производство в Подольске и 3000 магазинов по всей России. Руководство «Зингера» собиралось открыть правление в Петербурге и выбрало для него одно из самых оживленных мест в центре города. Все прежние постройки на этом месте снесли.
Владельцы компании планировали построить в Петербурге небоскреб не меньше 11 этажей, но это противоречило архитектурному регламенту: по закону в столице нельзя было возводить дома выше Зимнего дворца. Однако ограничения касались только высоты фасадов. Архитектор Павел Сюзор, которому поручили разработку проекта, предложил компромиссное решение — возвести декоративную угловую башню, которая соответствовала правилам, но выделялась среди окружающих построек.
Скрытые водосточные трубы и паровые снегоочистители
![Растительный декоративный элемент в стиле модерн на дверях Дома Зингера. Санкт-Петербург. Архитектор Павел Сюзор. 1902–1904. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»](https://cdn.culture.ru/images/70bc6014-344a-516c-9c91-7c30234a40c2/t_average/3-jpg.png)
![Потолок Дома Зингера. Санкт-Петербург. Архитектор Павел Сюзор. 1902–1904. Фотография: Ольга Володина / фотобанк «Лори»](https://cdn.culture.ru/images/fe889194-7cf5-50e9-b409-b4b9599e1a7d/t_average/2-jpg.png)
![Бронзовая скульптура на фасаде Дома Зингера. Санкт-Петербург. Архитектор Павел Сюзор. 1902–1904. Фотография: Заноза-Ру / фотобанк «Лори»](https://cdn.culture.ru/images/31e8f47b-4a4b-5b6e-abf4-c068fe7e1a0b/t_average/4-jpg.png)
Строительство Дома Зингера завершилось в 1904 году. Многие архитектурные решения Павла Сюзора были нетипичны для начала ХХ века. Он первым в России использовал для стен металлический каркас, который позволил создать большие витражные окна. В здании располагался атриум — внутренний дворик с прозрачной стеклянной крышей. Он тоже был редкостью для того времени.
Чтобы не перегружать фасад дома и не портить его декор, Сюзор изобрел скрытые водосточные трубы, которые монтировались прямо в стены. В будущем офисе «Зингера» работали лифты немецкой фирмы «Отис». В некоторых помещениях находились встроенные металлические сейфы. Внутри стен были устроены вентиляционные шахты и проложены трубы парового отопления. Еще одна паровая система, которую спроектировал Сюзор, автоматически очищала крышу от снега.
Читайте также:
Стеклянный глобус, валькирия со швейной машинкой и американский орел
![Башня Дома Зингера. Санкт-Петербург. Архитектор Павел Сюзор. 1902–1904. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»](https://cdn.culture.ru/images/73a85d8a-429e-50e1-93a5-e757fd74470c/t_average/7-min-jpg.png)
![Скульптура орла американского герба на стеклянном куполе Дома Зингера. Санкт-Петербург. Архитектор Павел Сюзор. 1902–1904. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»](https://cdn.culture.ru/images/10094b5b-490e-5fba-a250-cb3ceef52828/t_average/6-min-jpg.png)
![Дом Зингера. Санкт-Петербург. Архитектор Павел Сюзор. 1902–1904. Фотография: Степан Богданов / фотобанк «Лори»](https://cdn.culture.ru/images/12006bb8-b671-5e8d-a55b-bb9684fc9f65/t_average/5-min-jpg.png)
Гранитный фасад Дома Зингера украшали кованые решетки, растительные орнаменты и скульптуры мифологических персонажей. На угловой части под стеклянной башней расположились изображения крылатых валькирий. В скандинавской мифологии эти девы-воительницы считались дочерьми верховного бога Одина, олицетворяли смелость, честность и справедливость. По проекту Павла Сюзора их изобразили в полный рост, стоящими на рострах — носовых частях кораблей. Одна из валькирий держала гарпун, символ мореплавания: в те времена почти вся торговля была связана с морскими путешествиями. В руке у другой девы было веретено, которое олицетворяло легкую промышленность. Под локтем у нее стояла швейная машинка.
На вершине башни установили огромный стеклянный глобус, который удерживали каменные скульптуры матросов. Земной шар символизировал намерения «Зингера» — охватить торговой сетью весь мир. Вдоль экватора глобус опоясывала лента с названием компании. По вечерам она ярко подсвечивалась электрическими лампами.
В годы Первой мировой войны на стеклянном куполе Дома Зингера появилось скульптурное изображение американского герба — белоголового орлана. В то время фирму из-за немецкого названия часто подозревали в шпионаже в пользу Германии. Чтобы подчеркнуть американское происхождение компании, руководство «Зингера» решило установить на своем правлении герб США.
Дом книги
![Даниил Хармс на балконе Дома книги. Ленинград, 1930-е годы. Иллюстрация к книге Валерия Шубинского «Даниил Хармс: жизнь человека на ветру». Москва: Издательство «Corpus», 2015](https://cdn.culture.ru/images/0a0e1ebb-c34a-5ec1-98a4-bc849600dfb8/t_average/10-min-jpg.png)
![Проспект 25 Октября. Налево — Дом Книги (№ 16). Ленинград, 1929 год. Фотография: Владимир Пресняков / архив Александра Одинокова / <a href="https://russiainphoto.ru/search/photo/years-1840-1999/?paginate_page=1&query=дом+зингер&page=1&index=7" target="_blank">russiainphoto.ru</a>](https://cdn.culture.ru/images/72b11d76-c132-56ee-a5c9-d9578c5a2c04/t_average/10-jpg.png)
![Книжный базар у Дома книги на Невский проспекте. Ленинград, 1970 год. Фотография: Борис Лосин / Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург](https://cdn.culture.ru/images/9503bf2b-f5d3-5757-870e-b924f530b42d/t_average/9-jpg.png)
После революции компания «Зингер» закрыла производство в России. В 1919 году в бывший Дом Зингера переехало издательство «Петрогосиздат». При нем открылся книжный магазин. Здесь часто бывали Даниил Хармс, Самуил Маршак, Ольга Форш, Алексей Толстой. Торговля книгами развернулась на двух нижних этажах, а остальные помещения занимали издательства и газетные редакции.
Дом книги в Ленинграде стал самым крупным книжным магазином в СССР. Он не закрылся даже в годы Великой Отечественной войны. В ноябре 1941-го в соседнее здание попала бомба, и взрывной волной в магазине выбило стекла. Сотрудники заколотили оконные проемы фанерой и продолжали работать. Зимой 1941 года в книгохранилище прорвало трубы, но и тогда торговля не остановилась: пока здание ремонтировали, книги продавались на уличных лотках.
В 1965 году Дом Зингера, пострадавший от обстрелов, восстановили. В 2004 году его отреставрировали снова: интерьерам вернули исторический облик, восстановили дубовые рамы и двери, обновили позолоту и мраморные ступени.
Автор: Ирина Кирилина
Смотрите также