350 лет в изгнании

Шелковые сарафаны и прабабушкины украшения, старопечатные книги и Новый год в сентябре, запрет на бритье бороды и традиция креститься двумя перстами — это не выдержки из учебника истории, а будни старообрядческого села Тарбагатай, которое находится в 50 км от Улан-Удэ. О том, как за 350 лет в изгнании местным жителям удалось сохранить самобытную культуру допетровской Руси, читайте в нашем материале.

Кто такие семейские

Традиционный семейский костюм. Фотография: Анастасия Нефедьева / Prizma
Традиционный семейский костюм. Фотография: Анастасия Нефедьева / Prizma
Традиционный семейский костюм. Фотография: Анастасия Нефедьева / Prizma
В 1650–60-х годах в России прошла церковная реформа, инициированная патриархом Никоном, и был введен новый порядок богослужений. Изменения должны были приблизить русский православный обряд к обряду греческой церкви. Например, крестный ход, прежде совершаемый по солнцу (посолонь), стали проводить против солнца. Для крестного знамения отныне было положено складывать три перста, а не два. Были изменены тексты молитв, книги со старыми текстами сжигали. Русская церковь раскололась на два лагеря. Приверженцев старого порядка объявили раскольниками и еретиками.
Сторонники старых традиций — старообрядцы — бежали от преследования властей на Русский Север, Урал и даже за границу. Большая колония московских, ярославских, нижегородских, белгородских, орловских крестьян осела в местечке Ветка — на территории Гомельской области в современной Беларуси. В XVII веке эти земли принадлежали Речи Посполитой, как тогда называли Польшу. Раскольники прожили среди белорусского, украинского, польского населения почти 100 лет.
Семейские женщины на фестивале этнической музыки «Голос кочевников». Село Ацагат, Республика Бурятия, 2016 год. Фотография: пресс-служба Бурятской филармонии
Семейские девушки на праздновании Масленицы в Этнографическом музее народов Забайкалья. Улан-Удэ, 2017 год. Фотография: Анастасия Нефедьева / фотошкола «Мастерская образования»
Семейские женщины на фестивале этнической музыки «Голос кочевников». Село Ацагат, Республика Бурятия, 2016 год. Фотография: пресс-служба Бурятской филармонии
Все это время русские помещики и военачальники жаловались в Синод и правительству на побеги крестьян и солдат. К 1735 году дела в Речи Посполитой расстроились настолько, что российская императрица Анна Иоанновна решилась направить на территорию сопредельного государства пять полков, с тем чтобы «оных беглецов под стражею вывести в отечество и разослать, кто откуда был, по своим местам». По разным данным, из Ветки было выведено от 13 до 40 тысяч человек. Но вскоре раскольники вернулись в эти края.
В 1764 году Екатерина II
повелела отправить веткинских беглецов целыми семьями осваивать Сибирь. Поселения крестьян-староверов появились на Алтае
и возле Иркутска
. Часть сосланных двинулась дальше, за Байкал. Здесь вновь прибывшие получили два прозвища — «поляки» и «семейские».

«Не сибиряки, но великорусские поселяне»

Афанасий Думнов — полный георгиевский кавалер, уроженец села Тарбагатай. Фотография из семейного архива Думновых / из фондов ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», Улан-Удэ
Семья Черных из села Надеино Таргабатайского района. 1920-е годы. Фотография из фондов ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», Улан-Удэ
Семья Анатолия Назарова — счетовода колхоза «Победитель» Тарбагатайского района. Фотография из фондов ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», Улан-Удэ
Во второй половине XVIII века русское население в Забайкалье преимущественно составляли казаки — их называли сибиряками. Старообрядцы отличались от сибиряков и речью, и одеждой, и самим укладом жизни. Многие из этих особенностей сохранились по сей день. Говор семейских, по сути своей «великорусский» — принятый в центральных областях России, — несет отпечаток белорусского и украинского языков. Любовь старообрядцев к расписным воротам и крашеным масляной краской избам специалисты также связывают с украинской и белорусской традицией белить и расписывать хаты. Женский способ повязывать платок в виде тюрбана, предположительно, переняли у польской знати.
Особую гордость каждой семейской женщины составляли «янтари», или «корольки», — бусы из крупного, до 5–6 см в диаметре, балтийского янтаря.
Во многих семьях хранятся янтарные броши, серьги и ожерелья, вывезенные предками из Польши. До недавнего времени они служили не только для красоты. Дело в том, что из-за недостатка йода в воде и пище здешнее население страдало заболеваниями щитовидной железы. Семейские придумали перетирать богатый йодом янтарь в порошок и добавлять в еду. Для этого с бус снимали самые мелкие камни.
Сохранилось множество письменных свидетельств о жизни забайкальских старообрядцев XIX века. После восстания на Сенатской площади 1825 года в этих краях отбывали наказание ссыльные декабристы. Когда в 1830-х годах их переводили на новое место работы, из Читы на рудники Петровского Завода, каторжники останавливались в старообрядческих деревнях. Именно декабристы — люди высокообразованные — стали авторами самых полных и красочных описаний жизни семейских.
«Когда мы приблизились к Тарбагатаю, перед нами развернулся чудесный вид: все покатости гор, лежащие на юг, были обработаны с таким тщанием, что нельзя было довольно налюбоваться на них… Жители староверческого этого селения вышли к нам навстречу в праздничных своих нарядах. Мужчины были в синих кафтанах, а женщины в шелковых сарафанах и кокошниках, шитых золотом. По наружности и нравам своим это были уже не сибиряки, а похожие на подмосковных или ярославских поселян», — вспоминал Иван Якушкин. Андрей фон Розен отмечал сходство тарбагатайцев с ярославскими и приволжскими крестьянами.
Михаил Кюхельбекер писал: «Одеждой (особенно женщины) и обычаями они отличаются от прочих жителей. И в этом отношении мало отстали от своих предков. Это полезнейшие земледельцы всего края … Между ними есть очень зажиточные. Избы очень опрятны, красивы и похожи на великорусские».
В 1870 году, работая над посвященной декабристам поэмой «Дедушка», о тарбагатайцах писал Николай Некрасов
:
…Взросшие в нравах суровых,
Сами творят они суд,
Рекрутов ставят здоровых,
Трезво и честно живут,
Подати платят до срока,
Только ты им не мешай. —
«Где ж та деревня?» — Далеко,
Имя ей «Тарбагатай»…

Современные обычаи забайкальских старообрядцев

Пасхальные гуляния в Тарбагатае. Начало ХХ. Фотография из фондов ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», Улан-Удэ
Тарбагатайские женщины. Фотография из фондов ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», Улан-Удэ
Улица в Тарбагатае. Фотография из фондов ГАУК РБ «Национальный музей Республики Бурятия», Улан-Удэ
Традиционный образ жизни семейских изменила коллективизация. Еще 100 лет назад у старообрядцев было регламентировано буквально все — от сроков сбора грибов, ягод и орехов до дней, когда положено мыть избу снаружи. Немыслимо было представить курящего старовера или старообрядца, который использует одну миску для постного и скоромного. Было строжайше запрещено делить стол с иноверцами. Если в доме все же приходилось принимать гостя не из раскольников, его сажали отдельно и потчевали из «гостевой» посуды.
Сегодня семейские старообрядцы носят народные костюмы в основном по праздникам. Обычным делом стали смешанные браки, дети от которых воспитываются не в старообрядческой вере.
И все же по многовековой привычке люди здесь держатся обособленно: с разговорами к чужакам не пристают, калитки и ворота наглухо закрывают, машины загоняют во двор, не оставляя ничего на улице. Сами улицы содержатся в идеальном порядке, а расписные избы по-прежнему безошибочно указывают: здесь живут семейские.
Семейские, как и их старорусские предки, чтут языческие праздники: Святки
, Масленицу
и Купалу. Истинным Новым годом семейские считают 1 сентября по старому стилю (14 сентября по новому). Отмечают праздники и народными гуляньями, которые привлекают туристов, и своим кругом — с застольями и песнями. Старообрядческие застолья у жителей Бурятии вошли в поговорку. Если что-то отпраздновали от души, с размахом, говорят: «Отметили по-семейски».
Табличка Музея истории и культуры старообрядцев в селе Тарбагатай. Фотография из личного архива
Улицы Тарбагатая в наше время. Фотография из личного архива
Янтари XVIII века в коллекции Музея истории и культуры старообрядцев в селе Тарбагатай. Фотография из личного архива
В 2006 году в селе Тарбагатай открылся Музей истории и культуры старообрядцев. Его коллекцию собрал священник отец Сергий. Дореформенные книги и иконы, сарафаны XVIII–XIX веков из китайского и индийского шелка, те самые польские «янтари», домашняя утварь, мебель и приспособления для сельскохозяйственных работ, старинные деньги — все здесь подлинное, хранившееся в домах местных жителей. Всего коллекция отца Сергия насчитывает около 700 экспонатов.
В Тарбагатае, как и в других старообрядческих селах, которых в Сибири немало, есть несколько фольклорных коллективов. В ансамблях участвуют не только люди старшего возраста, но и молодежь, нередко на сцену выходят целыми семьями. Однако песенные традиции хранят не только они: что-нибудь старинное, с аутентичными призвуками и вздохами, может напеть практически любой старообрядец. В 2001 году за сохранение допетровских традиций, утраченных другими группами русского населения, этнокультурное явление семейских Забайкалья было признано шедевром устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.

Автор: Екатерина Гудкова
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна