Дом-музей. Как при жизни…
Дома с литературным прошлым и музейным настоящим, некогда жившие размеренной или полной испытаний жизнью своих обитателей. Сегодня они замерли во времени. Но каждый дом-музей хранит свою историю и, встречая посетителей, открывает тайны жизни классиков русской литературы.
Ясная Поляна Льва Толстого
Любимый дом писателя, где Лев Николаевич родился, прожил большую часть жизни, писал «Войну и мир» и «Анну Каренину». Здесь и похоронен. Основы музея заложила еще Софья Андреевна Толстая. Вот уже сто лет жизнь в старинной русской усадьбе XVII века замерла и одновременно осталась живой. В садах собирают яблоки, на пасеке — мед, на лугах пасутся лошади. Все как при жизни классика.
Дом-музей Николая Лескова
Единственный в стране музей, посвященный самобытному русскому писателю, находится в Орле. Сохранились личные вещи и уникальная библиотека, где классик собственноручно отмечал книги как «редкость» и «редкий экземпляр». Атмосфера губернской жизни соседствует со столичной. В доме-музее воссоздан и петербургский кабинет Лескова из квартиры в доме на Фурштатской.
Дом-музей Антона Чехова
«Дом, похожий на комод». Таким видел московское жилище сам Антон Павлович. Здесь писатель прожил четыре года, до отъезда в 1890 году на Сахалин. Обстановка полностью сохранилась, вплоть до чернильницы с бронзовой лошадью. Это подарок доктору от пациентки за то, что не взял плату и даже дал денег на лекарство. В доме на Садовой-Кудринской написаны «Степь», «Скучная история», пьеса «Иванов».
Дом-музей Александра Грина
Дом, где остались детские мечты. Романтик от литературы Саша Гриневский вырос в Вятке. Но в городе не осталось ни родственников, ни знакомых. Музей лишь воссоздает атмосферу, в которой он рос. Из подлинных вещей — готовальня, фотографии и корешок от книги, переплетенной Грином. Именно с книг начались мечты о море, о которых можно прочитать между строк в «Алых парусах».
Дом-музей Михаила Пришвина
«Развалины прекрасного дома» в Дунино писатель купил 70 лет назад, восстановил особнячок и провел в нем последние восемь лет жизни. Музей писателя открылся сам собой, когда нескончаемым потоком в этот дом потянулись читатели. Четверть века это был музей на общественных началах с библиотекой Пришвина, охотничьими и фотопринадлежностями и даже автомобилем «Москвич-400».
Дом-музей Ивана Бунина
Литературный и жизненный путь. От России до Франции, от корреспондента «Орловского вестника» до классика мировой литературы. Музей гордится крупнейшей в России бунинской литературной коллекцией, которую собирали полвека, и реконструированным парижским кабинетом писателя с подлинной обстановкой.
Дом-музей Корнея Чуковского
Писательский поселок Переделкино. Дача, в которой писатель и переводчик жил с 1938 года до конца жизни. Экспонаты исчисляются тысячами и рассказывают о разных этапах жизни Чуковского: 4,5 тысячи книг, тысяча — на иностранных языках, мантия доктора литературы Оксфорда, подарки из России, Англии, Японии, США. От детей и взрослых: для Корнея Ивановича и дедушки Корнея.
«Дом путешественника» Владимира Арсеньева
Дом-музей — единственный сохранившийся в России. Писатель, путешественник, исследователь Дальнего Востока больше бывал в экспедициях, чем дома, и поэтому центральный экспонат музея — реконструкция таежного бивуака одного из экспедиционных отрядов Владимира Арсеньева, а еще — богатые этнографическая и археологическая коллекции.
Дом-музей Марины Цветаевой
Мемориальная квартира в Борисоглебском переулке была открыта в 1992 году. В год столетия поэтессы. Это не только уголок Москвы, где Цветаева жила с 1914 по 1922 год, а настоящий культурный центр. В музее проводятся цветаевские конференции и вечера поэзии. Дом-музей помогает в публикации сборников стихов молодых поэтов, мемуаров и очерков. Всего увидели свет более 200 изданий.
Дом-музей Бориса Пастернака
Дача в Переделкине, где Борис Леонидович узнал, что ему присуждена Нобелевская премия по литературе. Лауреат, получивший, помимо мировой славы, проблемы на родине, скончался в небольшой «рояльной» комнате и похоронен на местном кладбище. Музей в этом доме разрешили создать лишь в 1990 году. На мемориальной доске не хватит места. В гостях у Пастернака бывала едва ли не вся творческая интеллигенция Советского Союза. А на рояле играл Рихтер и Нейгаузы.
Смотрите также