Горные вершины Большого Кавказского хребта, укрощенный Терек у подножия, а между ними — хрупкая и воздушная Суннитская мечеть, один из символов Владикавказа. Своей редкой красотой она напоминает о вечности… «Верующих и делающих доброе дело Аллах введет в райские сады», — обещает надпись на правом минарете.
История создания
Строительство мечети началось в 1900 году, после долгой переписки прихожан мусульманской общины и чиновников разного ранга. Получить разрешение на выделение земельного участка и начало работ было нелегко. А найти средства на строительство — еще сложнее. И здесь первые две загадки, которых в истории Суннитской мечети немало: «Кто за все заплатил и кто построил?»
По первой версии, «татарской», как ее называют местные краеведы, на призыв собрать деньги откликнулись только татары и 15 семейств кумыков. Многие продавали имущество, закладывали дома. Муфтий мечети Аль-София в Стамбуле предоставил проект здания, даровал Коран в кожаном золоченом переплете и прислал своего архитектора. Через два года после начала строительства возвели оба минарета и купол, но не были позолочены штоки-полумесяцы и изречения из Корана на стенах. Средств не хватало. Тогда делегация татар отправилась к бакинскому миллионеру Муртузе Мухтарову. Он обещал оплатить работы, но пожелал дать мечети имя своей жены, православной Лизы Тугановой, а такое условие татары принять не могли…
Однако в специальном докладе Северо-Осетинского центра социальных исследований говорится: «Эксперты института архитектуры и искусства Российской академии наук установили, что здание сооружено русским архитектором, поляком по происхождению Иосифом Плошко, который и был автором проекта. А сделал он этот проект по поручению Муртузы Мухтарова, с которым сотрудничал неоднократно. Здание было задумано в арабском стиле, напоминало каирские мечети X–XII веков и даже известную Аль-Азхар». Согласно этой версии, нефтепромышленник Мухтаров взял на себя большую часть расходов. Он внес более 50 тысяч рублей. Как сообщала газета «Приазовский край» в год открытия мечети: «Ее строительство обошлось в 80 тысяч».
Здание сооружено из белого известняка, привезенного из окрестностей Баку, облицовано красным кирпичом, изготовленным на заводе Штейнгеля. В 1906 году строительные работы были завершены, еще два года мастера расписывали мечеть под руководством Франца Долежаля. Содержание надписей, а их более 300, в основном прославление Аллаха. Позолоченные цитаты из Корана выполнены арабской вязью. И еще одна загадка, поставленная доктором исторических наук Генри Кусовым: «Почему в богатой орнаментальной росписи исламского памятника в изобилии встречается шестиконечная звезда Давида?»
Мечеть в советское время
В советское время на необычную деталь не обращали внимания, но, когда мечеть снова стала действующей, у мусульман-богословов возникли вопросы. Пошли слухи, что звезда, или «щит Давида», появилась после реставрации в конце 60-х годов XX века. Работы проводили специалисты из Ленинграда, некоторые из которых были евреями. Но, как пишет Генри Кусов: «Подобное предположение о диверсии легко отмести, стоит только познакомиться со старыми фотографиями. Смущало лишь то, что с подобным символом мирились правоверный мусульманин Мухтаров и муллы, проводившие службы в мечети до революции… Интересно было бы узнать, кто же явился инициатором создания геометрического орнамента, обозначает ли он отвлеченные формы или стилизует реальные мотивы?.. Но главное мы уже знаем — Суннитская мечеть может оказаться единственным в России памятником авраамических религий!»
Мечеть чудом уцелела после революции. В 1934 году городской совет принял решение уничтожить здание. Но на его защиту с оружием в руках встали кавалеристы татарской роты. И новой власти ничего не оставалось, как уступить и присвоить мечети статус памятника архитектуры. В советское время здесь по очереди располагались Дом культуры, рабочий клуб, антирелигиозный музей, музей краеведения. Под куполом был подвешен маятник Фуко — для демонстрации суточного вращения Земли и в качестве антирелигиозной пропаганды. Кстати, еще одна загадка — маятник бесследно исчез, сейчас никто не может сказать, где он находится.
Суннитская мечеть сегодня
С 1996 года Суннитская мечеть снова действующая, она является соборной, в полдень пятницы для коллективной молитвы здесь собираются мусульмане. А туристы с балконов соседней гостиницы не устают фотографировать самый узнаваемый вид Владикавказа — стройный силуэт мечети на фоне величественной Столовой горы.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует