Первый жилой дом Ленинградского городского Совета народных депутатов

Жилой дом по проекту ленинградских архитекторов Е.А. Левинсона и И.И. Фомина строился с 1931 по 1935 г. на участке неправильной формы вдоль реки Карповки. Постройка замкнула проложенную позже улицу. Центральный объем сооружения с запоминающимся криволинейным очертанием выходит главным фасадом на набережную и зеркально отражает излучину реки. Прямоугольные корпуса, различные по длине, поставлены поперек реки вглубь территории и образуют внутренний двор-сад. Проход в него со стороны набережной организован в виде трех высоких пролетов, разделенных двумя рядами пилонов из серого гранита.

Близость к реке с возможной угрозой наводнения заставила архитекторов поставить здание на высокий облицованный камнем стилобат. Со стороны главного фасада на уровне второго этажа устроена галерея, к которой ведут мощные пандусы.

Первый жилой дом Ленсовета предназначался для состава высшего органа Ленинграда — городского Совета народных депутатов, и был оборудован квартирами «улучшенного типа» от двух до шести комнат с ванными и встроенной мебелью. Несколько квартир занимают два уровня. Очень ограниченное количество балконов жителям компенсируют общие лоджии-солярии, выход к которым устроен через лестничные клетки.

В здании также предполагалось разместить магазин, парикмахерскую, прачечную, общежитие для обслуживающего персонала, что отражало характерную для 1930-х гг. тенденцию создания жилых домов для элиты в виде многофункциональных комплексов (ярким примером служит Дом на набережной в Москве, архитекторы Б.М. Иофан, Д. М. Иофан). Однако помещения получили другое назначение.

Жилой дом Ленсовета на реке Карповке представляет собой пример завершающей стадии конструктивизма, демонстрирующий появление новых черт и влияний внутри стиля. Активная пластика изогнутого фасада с резко выступающими острыми углами, противопоставление криволинейного объема прямоугольным, контраст легкой галереи и массивного верха, разнообразно проработанный рисунок стенной плоскости говорят о влиянии ар деко. Тогда как масштаб сооружения, ясно читаемая тектоника и крупный ритм основных членений главного фасада, проработка декоративного решения плоскости стен в виде крупных квадров с применением штукатурки с мраморной крошкой свидетельствует о возврате к классицистическим приемам архитектуры.

Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Фото и видео
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна