Проект Большого Кремлевского дворца (1767–1775) поразил современников своей смелостью и небывалым размахом. Грандиозный замысел архитектора В.И. Баженова, несомненно, привлек Екатерину II возможностью продемонстрировать достижения отечественного зодчества.
Композиция ансамбля была задумана на слиянии с пространством города. Крупные формы и выразительная пластика главного фасада, огибавшего кремлевский холм, были рассчитаны на обозрение с дальних точек. Внутри Кремля система площадей и колоннад соединялась проспектами с основными магистралями города.
Для воплощения проекта была широко развернута деятельность специально созданной Экспедиции Кремлевского строения. Внимание к нему подчеркивалось демонстрацией чертежей и модели, пышными праздничными церемониями. Тщательность проработки всех деталей сложнейшего проекта, начатые строительные работы не оставляют сомнения в том, что Баженов был уверен в его осуществлении. Но судьба в лице Екатерины II распорядилась иначе, и проект стал памятником уникальной архитектурной идее. В дальнейшем время показало, что школа классицистического мастерства, созданная Баженовым, оказала большое влияние на московскую архитектуру. И прежде всего, история проекта научила московских зодчих выбирать реальный, осуществимый масштаб сооружений.