Московский вокзал в Санкт-Петербурге
Так называли вокзал в ХIХ веке, когда железная дорога была еще в новинку, хоть Николаевская и стала крупнейшим инженерным сооружением того времени во всем мире. Одновременно в Москве и Петербурге начали строить вокзалы, тоже изначально названные Николаевскими. Абсолютно одинаковые, по проекту архитектурного дуэта Константина Тона и Рудольфа Железявича. В оформлении «близнецов» использован западноевропейский стиль городской ратуши. Центральный вход под башней с часами. Строгость классицизма разбавляет декор с отголосками древнерусского зодчества.
История создания
Строили четыре года. В 1851 году работы закончили, и здание вокзала в Петербурге мгновенно преобразило Знаменскую площадь — нынешнюю площадь Восстания. Еще четыре года понадобилось на то, чтобы соединить две столицы железнодорожной веткой. Первым по новой дороге проехал состав с военными — испытывали надежность пути. На одном из участков поезд неожиданно забуксовал. Как выяснилось, дорожный мастер покрасил рельсы — от излишнего усердия.
Московский вокзал положил начало традиции, которая жива до сих пор, — в 1852 году именно в Большом зале установили первую публичную рождественскую елку в России. Через 20 лет путешествия по железной дороге так полюбились, что вокзал уже не справлялся с потоком пассажиров. В 1868 году пришлось пристраивать флигель — багажное отделение. А питерских чиновников Николаевской железной дороги отселили в отдельное здание. Оно и завершило архитектурный ансамбль. Вокзал поделили на помещения для 1, 2, 3 и даже 4-го класса. Отдельно размещались императорские особы. Первый начальник вокзала — Николай Ильич Миклухо-Маклай, отец знаменитого путешественника.
В 1897 году в центральном зале ожидания установили бюст Николая I. С цитатой из императорского Указа: «…Мы положили возвести железную дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы, по примеру других держав. Возвести оную за счет казны, дабы удержать постоянно в руках правительства и на пользу общую сообщение, столь важное для всей промышленной и деятельной жизни Государства». С 1968 года в здании вокзала стоял метровый бюст Ленина. А в 1993 году городской совет решил увековечить на этом месте основателя города — Петра I.
С ХХ веком приходит прогресс: телеграф, система централизации стрелок. Требуются дополнительные площади. В конкурсе на проект обновленного вместительного вокзала участвуют самые известные архитекторы того времени: Фомин, Лидваль, Щуко, Барышников, Гречанников. Задачу предстояло решить непростую. Вписать в пределы старого здания новое, большее по объему. При этом развернуться не давала транспортная загруженность площади и памятник Александру III.
Одобрили проект Владимира Щуко. Он предложил расширить здание в сторону железнодорожных путей. Отдельно успели построить корпус прибытия. Дальнейшим работам помешала Первая мировая война. Так историческое здание вокзала избежало сноса.
Вокзал в Великую Отечественную войну
В Великую Отечественную вокзал становится объектом стратегическим. Поезда, отходящие от перронов, везут в эвакуацию людей, оборудование заводов, самые ценные музейные экспонаты. 29 августа 1941 года жизнь на вокзале практически замерла. Фашисты разбомбили пути в районе поселка Мга.
Вокзал Московский пуст,
Уныло как в пещере,
Под валенками — хруст,
Надуло снег сквозь щели…
Сегодня хоть кричать —
Ответит только эхо.
И некого встречать,
И никуда уехать…
Уныло как в пещере,
Под валенками — хруст,
Надуло снег сквозь щели…
Сегодня хоть кричать —
Ответит только эхо.
И некого встречать,
И никуда уехать…
Это стихотворение «Блокадный вокзал» ленинградского поэта Юрия Воронова. Таким он увидел это место в самые тяжелые для петербуржцев дни.
Московский вокзал в послевоенное время
Вернулись пассажиры на Московский вокзал в феврале 1944-го. После освобождения железнодорожной ветки Ленинград — Москва от фашистов. И снова встал вопрос о расширении. Четыре раза здание реконструировали и украшали усилиями «Ленгипротранса» и Мухинского художественного училища. Новые залы, навесы на платформах, которые монтировали без остановки движения, технические усовершенствования для удобства пассажиров. Изменения во внешний облик исторического здания внесли лишь в конце 50-х годов ХХ века — пристроили вестибюль станции метро «Площадь Восстания». В остальном Московский вокзал остался прежним, как и 160 лет назад, когда его строительство открыло новую эпоху в жизни Северной столицы.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места