Мечеть хана Узбека
Мечеть хана Узбека — один из самых известных памятников мусульманской культуры. К ней примыкают развалины одного из старейших медресе Европы. Мечеть представляет собой прямоугольное здание, выстроенное в форме шестистопной базилики, которую перекрывает двускатная крыша.
История создания
Главный вход в северной стороне обрамлен высоким резным порталом, на котором сохранилась арабская надпись, сообщающая, что храм построен в 1314 году, в период правления хана Узбека. Это упоминание имени хана и послужило поводом к тому, что за постройкой закрепилось название «мечеть Узбека». Три пары восьмигранных колонн разделяют внутреннее пространство храма. Строение ориентировано по направлению «север — юг», для того чтобы правоверные обращались при молитве в сторону Мекки. Зодчие строили здание так, чтобы защитить его от восточных ветров, преобладающих в этих местах. Боковые стены выложены бутом и глиной, торцевые — промазаны известковым раствором. В кладке широко использовался деревянный каркас. Окна наполняют помещение солнечным светом, скользящим по колоннам. Они размещаются на трехметровой высоте от пола.
Самым интересным элементом мечети специалисты считают михраб — молитвенную нишу в стене — с узорочным обрамлением, высокохудожественный образец резьбы по камню. На михрабе сохранилась арабская вязь, на которой написаны 255 аятов и 2 суры Корана.
Пол изначально был выложен каменными плитами, которые не дошли до наших дней. Предполагается, что подшивной деревянный потолок когда-то был лакированным. Храм практически полностью сохранился. От минарета оставалось лишь основание, но его вновь отстроили.
К южной стене мечети примыкает медресе (учреждено в 30-х годах XIV века). В настоящее время от здания остались лишь руины. Медресе было значительным по размерам сооружением, с восточной стороны торжественный портал вел в обширный двор с фонтаном в центре. Главный зал медресе, где проходили занятия, был облицован черным мрамором, колонны имели высоту до 15 метров. В зале помещалась богатейшая библиотека, где особой ценностью являлся Коран (издание 850 года), богато украшенный рисунками и гравюрами (в настоящее время находится в фондах Эрмитажа).
Исследователи О. Домбровский и В. Сидоренко рассказывают: «Так называемое медресе — это квадратное в плане строение с внутренним открытым двором, вокруг которого со всех сторон располагались некогда кельи — каменные клети с узкими окнами. Каждая из них перекрыта сводом, возведенным из своего рода бетона — мелкого бута на песчано-известковом растворе. Из бутового камня выстроены и стены, за исключением углов, откосов и дверных и оконных проемов (они из тесаного камня) и портала главного входа, облицованного большими, плотно подогнанными блоками. По четырем углам здания возвышались четыре открытые экседры — глубокие ниши, квадратные в плане и крытые полуциркульными сводами».
Аудиториями для занятий служили расположенные по трем сторонам глубокие ниши — айваны. В стенах медресе изучали Коран, философию, арабский язык, риторику, астрономию, арифметику, логику и законоведение. После получения духовного образования выпускники могли стать муллами, кадиями (духовными судьями) или философами.
В деталях этих сооружений просматриваются стилистика и элементы средневекового зодчества генуэзцев, армян, крымских греков и других народов.
Доминиканец Эмилио Доротелли д’Асколи — католический префект «Каффы и Татарии» (Каффа — название современной Феодосии) — исследовал мечеть и медресе в XVII веке. В его книге «Описание Черного моря и Татарии» говорится: «Там до сих пор стоят большие красивые ворота искусной работы из мрамора, совершенно уцелевшие. Внутри стен видно еще одно учебное заведение, называемое медресе». Экспедиция под руководством профессора И.Н. Бороздина обнаружила в памятниках Старого Крыма характерные черты малоазийского искусства сельджукской Турции. Экспедиция Государственного Эрмитажа нашла и отправила в Ленинград наиболее ценные и любопытные в научном плане мусульманские надгробия.
Комплекс мечети и медресе привлекает внимание именитых деятелей культуры и политики. Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин посетил достопримечательные объекты в рамках конференции «Актуальные проблемы изучения и сохранения исламского наследия Крыма». Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России, недавно совершил здесь намаз. Мечеть планируют сделать популярным объектом для туристических экскурсий. В скором времени над зданиями собираются соорудить навес для защиты от дождя и солнца, чтобы сохранить ценнейшие памятники крымско-татарской культуры.
Хан Узбек и зарождение мусульманства
«Интересно, что хан Узбек никогда не был в Крыму; он пришел к власти в 1312 году на Волге, а год спустя провозгласил ислам государственной религией Золотой Орды. Ранее ислам был принят лишь локальными общинами», — говорит ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа археолог Марк Крамаровский.
Перед воцарением хана Узбека шло жестокое противостояние между мусульманами и представителями кочевой аристократии, а взойти на престол ему удалось при содействии сторонников ислама в Ургенче и Хорезме.
Многочисленные исследования русских ученых признают определяющую роль хана Узбека в период наивысшего расцвета Золотой Орды. Вступая на престол, хан Узбек был язычником и удостоился чести принять ислам в 1320 году от потомка святого шейха всех шейхов и мусульман Баб Арслана-Зенги-ата и проводника странствующих и ищущих — святого Сейид-Ата. Он обещал своим мусульманским приверженцам сделать Золотую Орду исламским государством. Верные сторонники Чингисхана, отказавшиеся принять ислам, были убиты. Таким жестоким способом был подавлен заговор знати Золотой Орды. Для укрепления новой религии хан Узбек приказал умертвить всех шаманов, продолжительное время занимавших главенствующее место в татарском обществе.
Первой столицей Крыма считается город Солхат, возникший на пересечении торговых караванных путей. Первоначально Солхат был значимым городом, в котором жили греки, генуэзцы, армяне. С приходом ордынцев в нем расположилась резиденция эмира — ханского наместника. Город был столицей Крымского улуса до самого распада Золотой Орды. По одной версии, с приходом татар улус был переименован в Кырым, что в переводе звучит как «крепость». Со временем название прижилось и распространилось на весь южный полуостров. Другая версия принадлежит польскому путешественнику Мартину Броневскому: «Крем, или, по-татарски, Крым, город с крепостью, окруженный высокой и толстой стеной, совершенно отличается от других городов Средиземного Херсонеса (так называл его Птолемей) своей величиной и знаменитостью… видны еще храмы и святилища… не только в самом городе, но и вне города, украшенные халдейскими надписями, высеченными на больших камнях… Видно из развалин и обширности мест, что это был один из знаменитейших и величайших городов своего времени».
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует