«1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы»
Выставка «1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы»
22 апреля — 17 августа 2025
В Большом дворце в «Царицыне» к 250-летию со дня основания царицынской императорской усадьбы открывается выставка, посвященная одному году из жизни Екатерины II. Во время своего продолжительного визита в Москву, который длился почти весь 1775 год, императрица провела Губернскую и другие важные для России реформы, совершила паломничество в несколько монастырей, отпраздновала на Ходынском поле заключение Кючук-Кайнарджийского мира с Османской империей, а также переименовала село Черная Грязь в Царицыно и распорядилась начать там строительство своей новой резиденции.
Выставка «1775. Триумф Екатерины II» устроена по принципу дневника, в котором зафиксированы главные события московского года императрицы: от торжественного въезда в город через четыре триумфальных арки и народных гуляний на Ходынском поле до ритуальных игр в карты по вечерам и личных отношений с преданным фаворитом Григорием Потемкиным. Экспозиция занимает девять залов и включает в себя 640 экспонатов из 26 музейных собраний, трех государственных архивов и нескольких частных коллекций. Многие предметы и архивные документы, представленные на выставке, экспонируются впервые в истории. Один из них — указ о переименовании села Черная Грязь в Царицыно от 29 августа 1775 года.
«История Царицына тесно связана с историей Москвы. Нам показалось важным акцентировать на этом внимание, и в результате родился выставочный проект о самом долгом пребывании Екатерины II в. Москве, — говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Период этот объединяет важнейшие события в истории России: победу в Русско-турецкой войне 1769-1774 годов, реформы, визиты в города и усадьбы по пути из Петербурга в Москву. В 1775 году Екатерина преодолела тысячи верст, встречалась с важными людьми и принимала решения, которые определили будущее страны. Все это представлено на выставке в архивных документах, предметах быта, портретах, картинах, гравюрах и мемориальных вещах».
«1775. Триумф Екатерины II» — совместный проект «Царицына» и Музея архитектуры им. А.В. Щусева и часть масштабной культурно-просветительской программы, приуроченной к юбилею «московских каникул» императрицы. В Музее архитектуры с 14 марта работает выставка «1775 год. Триумф Екатерины. Публичное и личное», посвященная Пречистенскому дворцу, возведенном специально к приезду Екатерины II, его окрестностям и быту императорского двора. Фоном для повествования стал архитектурный облик Москвы эпохи барокко и раннего классицизма. В экспозиции — более 180 предметов: чертежи московских дворцов середины XVIII века, рисунки, портреты, мебель, фарфор и стекло, рассказывающие о придворной жизни того времени.
Кураторы царицынской выставки уделили особое внимание дружеским и деловым визитам, которые совершила Екатерина в тот год. С января по декабрь императрица встретилась с огромным количеством людей. Среди них были не только дворяне, но и купцы, мещане, духовенство. В одном из писем графу Луи Филиппу де Сегюру, послу Франции при российском императорском дворе, она писала: «Я путешествую не для того только, чтобы осматривать местности, но, чтобы видеть людей. Мне нужно дать народу возможность дойти до меня». Каждый визит решал несколько вопросов. Приезд в калужское имение Афанасия Гончарова, прапрадеда жены Александра Пушкина, был связан не только с осмотром полотняной мануфактуры, поставляющей армии и флоту высококачественное сукно; Гончаров был одним из «птенцов гнезда Петрова», доживших до екатерининского времени, и духовно связывал императрицу с эпохой Петра I. Пять (!) визитов к графу Шереметьеву означали не только доброе расположение Екатерины к великосветскому семейству, но и возможность встречаться в Кусково и других усадьбах со старинной московской аристократией, в лояльности которой Екатерины нуждалась, претворяя в жизнь реформы.
Для самой Москвы Екатерина хотела стать тем же, кем был Петр I для Петербурга. Её стремление преобразовать древнюю столицу неожиданно поддержал весенний розлив Москвы-реки. Болотный смрад на весь город спровоцировал поспешный переезд императорского двора загород, а также проектировку Водоотводного канала на реке и покупку села Черная Грязь, которое вскоре стало Царицыным.
В новом имении в 1775 году Екатерина II провела более месяца: здесь проходили заседания Совета при Высочайшем дворе, аудиенции с дипломатами и высшими чиновниками. Этот месяц стал еще и самым романтичным в отношениях Екатерины и Потемкина: они жили во временном летнем дворце, построенном придворным архитектором Петром Плюсковым (кураторы выставки частично реконструировали его на основе архивных документов), и совершали длительные прогулки по окрестностям. После своего отъезда Екатерина приказала архитектору Василию Баженову начать строительство своей новой летней резиденции. С этого момента начинается история Царицына, уникальной императорской усадьбы в стиле русской готики XVIII века.
По словам руководителя столичного Департамента культуры Алексей Фурсина, «Царицыно» сегодня – один из самых посещаемых дворцово-парковых ансамблей России: «Это не только музей, но и центр культурных событий, который привлекает сотни тысяч москвичей и гостей столицы. Только за прошлый год гостями музея-заповедника стали почти десять миллионов человек».
К выставке «1775.
Триумф Екатерины II» подготовлена большая параллельная программа: регулярные
экскурсии, авторские туры с кураторами, интерактивные программы для детей и
творческие лаборатории для подростков. В Музее архитектуры в марте откроется
лекторий, а в «Царицыне» — игровой клуб, где можно
будет научиться играть в «Фараон», популярную в конце XVIII века азартную игру в карты. Летом в музее будут
идти концерты барочной
музыки.
И в дополнении ко всему этому музей подготовил книгу о
1775 годе — в
истории России и жизни императрицы, правившей страной 34 года.
Кураторы выставки «1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы»:
— Александра Герасимова, руководитель научно-исследовательского отдела музея-заповедника «Царицыно»,
— Светлана Калинина, старший научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно»,
— Татьяна Дудина, заведующая отделом хранения архитектурно-графических фондов XVIII-XIX веков Музея архитектуры им. А. В. Щусева.
Сведения предоставлены организацией ГБУК г. Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.