Мир через искусство. Виктор Попков. Осенние дожди.
В день убийства Виктора Попкова на мольберте в его мастерской стояла эта картина. Впервые она была показана публично во время гражданской панихиды, проходившей в зале Московского союза художников на Кузнецком Мосту. Игорь Попов, который был тогда председателем МОСХ и занимался организацией прощания с Виктором Попковым, вспоминал: «Мы тогда сняли всю осеннюю выставку. На сцену поставили картину “Хороший человек была бабка Анисья”, а рядом с гробом Виктора — “Пушкина”. Эта работа тогда казалась совсем неоконченной. И удивительная вещь: картина сама стала “заканчиваться”. Оказалось, что это совершенно изумительная работа!» Картина «Осенние дожди» занимает особое место в наследии Попкова, знаменуя его обращение к большой и глубокой теме. Фигура поэта, гениально воплотившего в своем творчестве идею свободы и готовности к самопожертвованию, пронзительной любви к родине и живого сострадания к людям, оказалась близка и созвучна Попкову. Он долго искал «своего» Пушкина.
В 1973 году вместе с Кларой Калинычевой он побывал в Пушкинских местах: почти месяц они прожили в Тригорском, заезжали в Михайловское, Пушкиногорье, Святогорский монастырь. Из этой поездки Попков привез несколько эскизов будущей композиции.
Новые идеи пришли во время второй поездки в Михайловское поздней осенью 1974 года. Художник тогда решил уменьшить фигуру поэта относительно общей высоты композиции. Дальнейшие поиски продолжались в московской мастерской. Попков то стремился показать неустойчивость позы, при которой, казалось, фигура вот-вот готова упасть, то поворачивал Пушкина в профиль, то возвращался к предыдущему решению. В этом живом процессе работы и «остановилась» картина.
В ней поэт предстает таким, каким раньше его не отваживались изображать живописцы: хрупким, с мертвенно-бледным лицом и закрытыми глазами, одиноко стоящим на пронизывающем осеннем ветру. Как это видение далеко от официального образа Пушкина! И как ярко выражено здесь личное восприятие художником трагической судьбы поэта! Весь окружающий мир, созвучный внутренним мыслям и чувствам, рисуется в его воображении.
Обращение к образу Пушкина в биографии художника выглядит символично. После работ, написанных по материалам поездок на великие стройки века, сложно решенных жанровых произведений, рисующих отношения мужчины и женщины, пронзительных работ, посвященных Русскому Северу — его земле и людям, а также памяти о войне, художник обращается к миру высокой мировой культуры. Что ж, к ней по праву принадлежит сегодня искусство самого Виктора Попкова.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Музей истории Тетюшского края» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.