От фельетонов до фаустинианы: путеводитель по творчеству Булгакова

Фельетоны и рассказы, фантастические пьесы и культовые романы — булгаковский мир живет своей особенной жизнью. Подробности биографии писателя, его литературные опыты и загадки «Мастера и Маргариты» — в сегодняшней подборке лекций о творчестве Михаила Булгакова
.

«Михаил Булгаков и пречистенцы». Лектор Михаил Шапошников

На Пречистенке Михаил Булгаков жил и работал, здесь часто разворачивались действия его произведений. Этот столичный район связан с судьбами многих советских писателей, но сам Михаил Булгаков несколько отделяет себя от литературного сообщества. Штамп «советскости» ставит новая власть, с которой автор явно не идет по одной дороге. Анализируя роман «Мастер и Маргарита», Михаил Шапошников олицетворяет Мастера с писателями и художниками юного Союза, которые могли вывести культуру и искусство на новый виток, но не нашли общего языка с властью.

«Михаил Булгаков. Романы. Биография». Лектор Алексей Варламов

В лекции Алексея Варламова Михаил Булгаков предстает перед нами приверженцем классических литературных традиций: общечеловеческие ценности помогают его героям выстоять даже в хаосе революции. Революция, по мнению писателя-врача, — это болезнь с неизбежным последующим выздоровлением. Автор ставит обществу неутешительный диагноз: во время исторических перипетий слишком многие теряют сердце, честь и совесть.

«Алексей Толстой и Михаил Булгаков. История дружбы и вражды». Лектор Алексей Варламов

Алексей Варламов рассказывает о взаимоотношениях Алексея Толстого
и Михаила Булгакова. Точкой соприкосновения писателей становится газета «Накануне» — дверь, через которую молодой фельетонист входит в мир большой литературы. Алексей Толстой, работающий там редактором, служит своеобразным проводником в этот мир. Однако в личных взаимоотношениях Михаил Булгаков выдерживал определенную дистанцию из-за якобы неразборчивых политических связей «красного графа». Как писатели пытались выехать за границу, как общались с Иосифом Сталиным, кто пользовался своим талантом, а кто служил ему — об этом можно узнать в лекции Алексея Варламова.

«Михаил Булгаков. Пьесы. «Мастер и Маргарита». Лектор Алексей Варламов

В этой лекции Алексей Варламов рассказывает об истории создания, сюжетных нюансах и судьбе пьес Михаила Булгакова. Например, «Бег» с оригинальной структурой и множеством аллегорий несет в себе идею вечного человеческого движения — от судьбы и за судьбой. Не остается без внимания лектора роковой 1929 год, когда Булгаков попадает на литературную обочину после запрета всех его пьес. Также Алексей Варламов уделяет внимание роману «Мастер и Маргарита». В интерпретации лектора — это произведение о нарушении баланса добра и зла, о противопоставлении справедливости в лице Воланда и милосердия в лице Иешуа.

Спецкурс «Мастер и Маргарита». Лектор Мариэтта Чудакова

В спецкурсе Мариэтта Чудакова говорит о деталях булгаковского творчества, которые трудно понять современному читателю, не зная исторического контекста. Лектор дает свою трактовку фантастики и гротеска автора, который часто прибегал к особой поэтике. Как перекликаются языковые средства, которые использовал Михаил Булгаков, можно проследить в разных произведениях. У автора есть любимые слова, выражения и даже маленькие сценки, которые Мариэтта Чудакова называет «кирпичиками» его литературного мира.

«Мастер и Маргарита» как роман об истине». Лектор Евгений Яблоков

По мнению Евгения Яблокова, чтобы понять роман «Мастер и Маргарита», нужно всегда точно осознавать, чьими глазами смотрит автор на мир в той или иной главе. Точка зрения становится одним из образов романа, потому что героев мы видим через призму записанного ими или «за ними». Иван Бездомный и его поэма; Мастер, пишущий роман; Левий Матвей, записывающий слова Иешуа, — они создают параллельный мир произведений в произведении.

Спецкурс «Мастер и Маргарита». Лектор Андрей Кураев

Множество отсылок к другим литературным произведениям и историческим фактам — важная характеристика романа «Мастер и Маргарита», считает лектор. Михаил Булгаков оставил в романе множество загадок. Найдя и разгадав их, каждый прочитает произведение по-своему. Как правильно разбираться в деталях, искать ключи и раскрывать тайные смыслы, рассказывает Андрей Кураев.

Спецкурс «Мастер и Маргарита». Лектор Александр Ужанков

Александр Ужанков в своем спецкурсе поднимает вопросы тонких взаимоотношений веры и атеизма. Воланд появляется в атеистической Москве, которая отрицает существование божественного, а следовательно, и существование Воланда. И тогда появляется новое сказание об Иешуа из-под пера Мастера, но устами Воланда. Взаимоотношение темных и светлых сил с текстами, в которых они должны оживать, — одна из ключевых особенностей романа.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна