Путешествие из Москвы в Петербург

Валерий Фокин больше десяти лет руководит легендарным театром — Александринским
. В момент его назначения на пост художественного руководителя никто не знал, как сложатся отношения коллектива и режиссера. Говорят, когда министр культуры Михаил Швыдкой приехал в Александринку представить Фокина, он заметил: этот режиссер пришел в театр не за тем, чтобы делать себе имя — оно у него давно есть.
Действительно, Валерий Фокин рано приобрел известность и уважение в театральном мире. Свой первый спектакль в настоящем, не учебном театре он выпустил в 25 лет! Это были «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина в «Современнике»
, с Мариной Неёловой и Константином Райкиным
в главных ролях. Вообще, «Современник» дал Фокину путевку в жизнь. Он был режиссером этого театра 15 лет и потом возвращался, чтобы поставить чрезвычайно важные спектакли: «Карамазовы и ад» в 1996-м, «Шинель» с Мариной Неёловой в роли Башмачкина в 2004-м.
Фокина считают непревзойденным интерпретатором Гоголя
, Достоевского
, Кафки. А начинал он в 1970-е с современной драматургии, ставил «Провинциальные анекдоты» Вампилова
, «С любимыми не расставайтесь» Володина, «Погода на завтра» Шатрова, «Четыре капли» Розова, «Мы не увидимся с тобой» Симонова
. И все авторы дарили режиссеру сборники своих произведений с автографами. Фокин очень гордится этой коллекцией книг.
В 1985 году Фокин впервые стал главным режиссером. Его пригласили возглавить Театр им. М.Н. Ермоловой
, и он решительно взялся за дело. Как это часто бывает, актеры не приняли реформатора. «Люди боролись за свое выживание, им казалось, что я их всех погублю», — вспоминал режиссер много лет назад. — «Теперь моя политика в Александринке абсолютно отличается от той, которую я проводил в Театре Ермоловой. Я понимаю, что имею дело с людьми, что у них есть чувства, есть биография, что они отдали этому театру много лет своей жизни». Действительно, путь Фокина свидетельствует о росте, взрослении личности. Жесткость уступила место мудрости. А вот философом он был всегда.
Едва ли мы найдем комедию в списке поставленных им спектаклей. Даже гоголевские «Ревизор»
, «Женитьба»
в интерпретации Фокина рождают сардоническую ухмылку, но не легкий хохот. В спектакле «Анекдоты», который он когда-то поставил в Театре-студии под руководством О. Табакова
, Фокин соединил абсолютно, казалось бы, несоединимые произведения: «20 минут с ангелом» Вампилова и «Бобок» Достоевского. Первая часть шла под гомерический хохот зала, так вкусно играли командировочных пьянчужек Олег Табаков
и Владимир Машков
. А зловещий «Бобок» в декорациях кладбища сразу обдавал ледяным дыханием вечности — причем такой, где продолжаются мелочные земные склоки. Резкий контраст интонаций — типичный признак фокинского спектакля. «Мне хочется, чтобы форма была простроена четко, жестко», — признается режиссер. — «Я хочу, как лобзиком, выпилить партитуру спектакля». Он очень хорошо знает, про что ставит, и знает, какой реакции хочет от зрителя. Поэтому спектакли Фокина воздействуют даже на маловосприимчивых циников.
В день юбилея на сцене Александринского театра завершается фестиваль «Десять спектаклей Валерия Фокина». Так мастер решил «отчитаться» за период своего руководства славным театром. Но не будем забывать еще об одной институции, президентом (а в недавнем прошлом — и художественным руководителем) которой является Валерий Фокин. Это Центр имени Мейерхольда
 — площадка для экспериментов, фестивалей, гастролей, интересных образовательных инициатив. Московский ЦИМ всегда полон молодежи, в нем словно кипит котел, рождаются нестандартные проекты. А чинная питерская Александринка до пришествия Фокина была оплотом театрального академизма. Такие разные миры, а Фокин один.

Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна