История саамов
Ученые полагают, что саамы, или лопари (группа финно-угорских народов), произошли от древнейшего населения Северной Европы. В нашей стране — на Кольском полуострове — осталось всего 2 тысячи представителей малочисленной народности, большая часть которых живет в селе Ловозеро. За пределами России — в Норвегии, Швеции и Финляндии — около 80 тысяч саамов.
На Руси саамов считали шаманами и предсказателями. Возможно, потому, что они поклонялись явлениям природы, деревьям и горам. И по сей день саамские рыбаки продолжают бросать в воду медные монеты вовсе не для того, чтобы вернуться, а чтобы получить от духов реки богатый улов. Кстати, самым богатым саамом однажды станет тот, кто выловит из воды все монетки.
Рыбная ловля — один из главных промыслов этого народа, помимо охоты и оленеводства. Впрочем, оленям отводилась особенная роль — они служили пищей, транспортом (саамы передвигались на оленьих упряжках), их шкурами накрывали чумы, также из шкур шили одежду. Зимняя одежда пеццк (печок) шилась из двух оленьих шкур. В мужском костюме к кожаным шортам (огузенье) пристегивалась высокая кожаная обувь (тоборки) из дубленой оленьей кожи. А головной убор латушка имел четырехугольную форму, символизирующую оленьи рога. Для национальной саамской одежды использовались яркие ткани, которые декорировались тесьмой и бисером. Женщины-саамы — искусные вышивальщицы.
Раньше здесь повсюду слышалось звучание шаманского бубна, свистковой флейты и колокольчиков на шее вожака оленьего стада. Сегодня саамы сменили оленьи и собачьи упряжки на снегоходы, надели под оленьи шкуры термобелье. Но до сих пор местные жители поют песни о жизни в тундре, о переездах на оленьих упряжках и пересказывают мифы и легенды своего удивительного народа.
Смотрите также