Тополь в русской поэзии
В русской литературе XIX века часто встречаются растительные мотивы. Поэты и прозаики описывают дубы, липы, березы — и даже обращаются к ним как к одушевленным. Особняком среди таких «собеседников» стоят тополя. «Культура.РФ» рассказывает, как и когда в поэзии возник образ этого дерева.
Тополь издавна появлялся в фольклоре разных народов и в XIX веке получил новую литературную историю. В народном творчестве это дерево ассоциировали с молодостью, стройностью, силой. Оно могло олицетворять как прекрасную женщину, так и благородного воина.
Согласно славянской легенде, тополем стала молодая девушка, которая ждала любимого. Подруги отвели ее к знахарке, чтобы узнать о судьбе юноши, — но та позавидовала красоте просительницы и превратила ее в дерево. Так за тополем закрепилась ассоциация с юной и несчастной девушкой.
Нечасто исследователи знают, кто именно первым ввел распространенный литературный мотив. Но в случае с тополем они точно зафиксировали не только имя автора, но и первое произведение, в котором он развил эту тему. Аполлон Григорьев — театральный и литературный критик, переводчик, поэт — в 1847 году опубликовал стихотворение «Тополю», в котором обратился к дереву как к собеседнику.
Позже этот мотив появлялся и в произведениях других авторов. Из-за высоты дерева и его вытянутой кроны, стремящейся к небесам, о тополе часто писали в контексте мольбы к Богу. Иногда в поэзии он символизировал пробуждение природы или новых чувств.
Смотрите также