Эмансипация в советском кино

Госфильмофонд России подготовил подборку фильмов, посвященных борьбе женщин за равные права и эмансипацию. Смотрите советские киноленты о том, как жительницы разных республик СССР добивались возможности работать и обеспечивать себя, участвовали в геологических экспедициях и становились героинями социалистического труда.

В 1920-х годах большевики считали женскую эмансипацию одним из главных направлений политической деятельности. Образ новой советской женщины пропагандировали в литературе и кинематографе. Тогда же жительницы СССР начали осваивать профессии, которые раньше считались исключительно мужскими. Часть из них была связана с кинопроизводством: художник-мультипликатор, оператор, режиссер. В подборке вы можете увидеть короткометражный анимационный фильм «Грозный Вавила и тетка Арина» — над ним, помимо режиссера Николая Ходатаева, работали три женщины-мультипликатора: Ольга Ходатаева, сестры Валентина и Зинаида Брумберг. Главной героиней рисованной короткометражки стала сельская женщина Арина. Однажды 8 марта все вещи в ее доме взбунтовались и стали мешать повседневной работе. Поэтому Арине пришлось оставить все дела и пойти в клуб на женское собрание. А сурового мужа Вавилу, который пытался ей помешать, остановила ожившая кочерга.

Особенное место в программе большевистского преобразования мира занимала эмансипация восточных женщин в республиках Центральной Азии. По мнению новой власти, они должны были освободиться от патриархального гнета и запустить социальную трансформацию традиционного общества. «Старый» мир и место угнетенной женщины в нем показал режиссер Михаил Доронин в «экзотическом» фильме «Вторая жена». Эта картина известна и под другим названием — «Две жены». Доронин снял ее в 1927 году на киностудии «Узбекгоскино». Главную роль в фильме сыграла Рахиль Мессерер-Плисецкая — мать балерины Майи Плисецкой.

Об эмансипации восточной женщины рассказал режиссер Григорий Черняк в фильме «Ее право» (другое название — «Перелом»). Сценарий к киноленте написал Борис Леонидов, который также работал над картинами «Катька — бумажный ранет», «Дом в сугробах», «Сорок первый». Главная героиня «Ее права» — молодая узбечка: она решила уйти от мужа, уехала в город и устроилась на завод. Ключевым драматургическим поворотом в сюжете стал момент, когда героиня отказывается носить паранджу. Этот предмет национальной одежды в советском искусстве служил символом рабства и угнетения женщин.

Грузинская комедия «Девушка из Хидобани» вышла в 1940 году. Режиссер Диомиде Антадзе снял ее по пьесе Поликарпа Какабадзе «Свадьба колхозника». Главную героиню — сборщицу чая Гверистине — сыграла Ната Вачнадзе. Отец Гверистине был недоволен, что дочь много работает в колхозе и не уделяет внимания традиционным женским обязанностям. Но его мнение изменилось, когда Гверистине отправилась на выставку в Москву и вернулась оттуда с орденом за трудовые успехи.

Также в подборку вошел фильм Александра Литвинова «Девушка с Камчатки». Его героиня Наташа — настоящая амазонка: после учебы в столичном институте она возвращается на родную Камчатку, отправляется в опасную экспедицию искать месторождения нефти и даже в одиночку спасает человека, хотя для этого ей предстоит пробираться по болоту.

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна