Три оперы из концертного зала имени П.И. Чайковского
Портал «Культура.РФ» предлагает подборку из трех опер Модеста Мусоргского, Петра Чайковского и Сергея Прокофьева. Партии исполняют оперные певцы и хоровые ансамбли под аккомпанемент Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского и Государственной академической симфонической капеллы России.
Оперу «Борис Годунов» Модест Мусоргский дописал в 1869 году. Либретто композитор создал сам — на основе трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» и материалов «Истории государства Российского» Николая Карамзина. Однако Театральный комитет оперу не принял: не было выигрышной женской роли. Ее премьера прошла только через пять лет — в 1874 году на сцене Мариинского театра.
Еще одна опера по пушкинскому произведению в нашей подборке — «Евгений Онегин» Петра Чайковского. «Я ищу интимную, но сильную драму, основанную на конфликте положений, мною испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое», — писал Чайковский композитору Сергею Танееву. Идею с «Онегиным» ему предложила знакомая певица. После недолгих раздумий Чайковский взялся за произведение, а чтобы обеспечить опере успех, до премьеры издал ее клавир — переложение для фортепиано, для домашнего музицирования. Впервые «Евгения Онегина» поставили в 1879 году на сцене Малого театра в Москве, и почти сразу опера стала очень популярной.
Музыку к ленте Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» Сергей Прокофьев написал в 1942 году. В советское время произведение для кино преобразовали в «ораторию для чтеца, хора и оркестра». В нашей подборке она звучит в редакции современного дирижера Владимира Федосеева.
Автор: Ирина Малахова