Сергей Прокофьев. «Иван Грозный»
Алексей Петренко
Алексей Петренко — выдающийся российский актер, впечатляющий мощью и силой своего дарования, завораживающий яркой харизмой, искренностью и убедительностью созданных им героев. Театроведы единодушно отмечают поразительную широту его диапазона, способность к глубокому проникновению в суть образа. Режиссер Э. Климов назвал Петренко «не персонажем, а персоной», подразумевая, что порой достаточно лишь одного его присутствия в кадре или на сцене, чтобы зарядить мощной энергетикой все пространство.
Актёрский путь Алексея Петренко складывался непросто. Он родился в Черниговской области в крестьянской семье. В театральный институт поступил с третьего раза, до этого освоил несколько рабочих профессий. После окончания в 1961 году Харьковского театрального училища он работал актером в Запорожском музыкально-драматическом театре имени Щорса и Донецком русском драматическом театре в Жданове (Мариуполе). Затем получил приглашение от режиссера Игоря Владимирова в Театр имени Ленсовета в Ленинграде, где играл небольшие, но яркие роли (Бьенделло в «Укрощении строптивой», граф Воронцов из «Пушкина в Одессе», Свидригайлов в инсценировке «Преступления и наказания»). Случайно оказавшись на спектакле с его участием, режиссер Э. Климов пригласил артиста на пробу на роль Распутина в фильме «Агония» (1975) и открыл новое имя для советского кинематографа (по цензурным соображениям эта картина была не доступна широкому зрителю и вышла в прокат лишь в 1985 году). В 70-х годах А. Петренко перебрался в Москву, где играл на разных сценах — Драматическом театре на Малой Бронной, МХАТе, «Школе драматического искусства» под руководством Анатолия Васильева, «Школе современной пьесы». С 1991 года стал штатным актером Киностудии имени М. Горького.
Любую свою роль, пусть даже второстепенную, Алексей Петренко превращает в нечто значительное. Не потому ли в его фильмографии так много незаурядных личностей, обладающие авторитетом и силой власти над другими? Это Григорий Распутин в фильме «Агония» Э. Климова и Петр Великий в кинокартине А. Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (блистательным партнером Петренко был Владимир Высоцкий), купец Мокий Парменыч в «Жестоком романсе» Э. Рязанова и генерал Радлов в «Сибирском цирюльнике» С. Михалкова, председатель сельсовета в «Прощании» Э. Климова и директор школы в фильме Д. Асановой «Ключ без права передачи», летчик Юрий Строганов из «Двадцати дней без войны» А. Германа и генерал Егоров в картине М. Пташука «В августе 44-го…». В картинах «Пиры Валтасара», «Кооператив «Политбюро» и «Вольф Мессинг» артист перевоплотился в И.В. Сталина.
Особое взаимоотношение у Алексея Васильевича со словом. Как пишет исследователь, «текст, который он должен донести, для Петренко — одна десятая часть образа. Девять десятых он досочиняет сам. Главное зрителю расскажут пластика, мимика, ритм, интонация, манера речи, дыхание». Петренко часто поручают читать закадровый текст от автора. Уже сами названия таких неигровых картин говорят о многом: «Русская идея», «Время великих обманов».
Еще одна грань таланта актера — это его любовь к пению, тяга к которому появилась еще с ранних лет. Со временем он начал выступать с песнями в спектаклях, фильмах, концертных программах. В его репертуаре — народные песни, романсы, духовные песнопения, классика. Давнее сотрудничество связывает актера с Владимиром Федосеевым и Большим симфоническим оркестром. По предложению маэстро Алексей Петренко участвовал в исполнении вокального-симфонического цикла В. Гаврилина «Солдатские письма» (1995) и оратории Прокофьева «Иван Грозный» (1997).
А.В. Петренко — народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, многократно удостаивался призов на различных отечественных и международных кинофестивалях.
Владимир Федосеев
Владимир Федосеев родился в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П.И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е.А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижерский дебют Владимира Федосеева — в Государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.
В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском «Opernhaus» («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество скрупнейшими театрами продолжается и сегодня: в 2015 году Владимир Федосеев дирижировал в «Ла Скала» в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф — Начо Дуато) и «Спящая красавица» П.И. Чайковского (хореограф — Алексей Ратманский).
Имя Владимира Федосеева связано со многими оркестрами мира. Он — первый приглашенный дирижер оркестра Токийской филармонии (с 2000); приглашенный дирижер оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2006 год Владимир Федосеев являлся главным дирижером Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена.
При всем многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого он является уже более четырех десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры — с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже — с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия).
Одними из первых крупных работ дирижера с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева — в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева — становились бестселлерами. Пластинки с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon.
Владимир Федосеев — обладатель множества премий и наград, среди которых: Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден «Почетного Креста I степени» за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижер получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. А в октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В.В. Путин наградил маэстро орденом Почета.
«Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», — писал о дирижере композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование — совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижера должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев — счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов — во всем слышится этот ясно звучащий дирижерский голос».
Сергей Прокофьев
Прокофьев стремительно ворвался в бурный, изменчивый ХХ век как неповторимое и ярко новаторское явление. Его искусство вызывало споры и непонимание, восторг и преклонение, оно ошеломляло и даже коробило. Лишь немногим современникам было суждено распознать тогда в начале столетия за броней новаторства и эпатажности подлинного классика ХХ века.
Прокофьев был равнодушен к веяниям музыкальной моды. Он всегда двигался своим путем, стремился утвердить и отстоять свою независимость как художник. В зарубежный период (1918-1933) он не примкнул ни к одному художественному течению, что потребовало бы от мастера жесточайших ограничений; не смогли сломить его и чудовищные реалии советского строя со зловещей тенью сталинизма и борьбой с формализмом в искусстве.
Искусство Прокофьева выдержало все натиски судьбы и прошло проверку временем. Его музыка содержит в себе удивительную жизнестойкость, мощный заряд энергии, напитанный солнцем и оптимизмом. И эту позитивность мышления композитор пронес через всю свою нелегкую жизнь. Классичность Прокофьева заключена в его универсализме. Искания композитора охватили культурные накопления несколько эпох — от барокко и классицизма до современности с ее радикализмом и стремлением к возведению новых звуковых миров. В стиле композитора соединились тяга к лирическим откровениям романтизма и его же резкое и последовательное отрицание вплоть до откровенной пародии и гротеска, постоянное переосмысление общепринятых норм и традиционализм, поиски новой выразительности в области гармонии, ритма, оркестровки и утверждение неувядаемого мелодического начала, опирающегося на народно-песенные истоки.
Его творчество стало встречей эпох и обновлением русских музыкальных традиций. За каждым парадоксом новаторства Прокофьева всегда был виден «хвост» традиций русской школы. Его гений не смог бы реализоваться без учителей Римского-Корсакова и Лядова, Глазунова и Черепнина. Еще глубже связь — с традициями Мусоргского и Бородина.
Эволюция Прокофьева шла как бы в «обратной» перспективе — через дерзкие завоевания, варварство и «скифство» к обретению новой простоты, мудрой человечности искусства. Любопытно, что еще недавнего ниспровергателя музыкальных законов современники зачисляли в ранг консерваторов. При всей неоднозначности оценок его творчество стало неотъемлемой частью культурного пространства ХХ века. Открывая мир заново, Прокофьев продолжает великие традиции музыкального искусства прошлого, связанные с поисками гуманистического начала, осмыслением жгучих проблем современности через призму истории.
Сводный хор Академии хорового искусства
Первое в истории высшее учебное заведение вокально-хорового искусства, Академия хорового искусства, создана в 1991 году на базе Московского хорового училища имени А.В. Свешникова по инициативе и благодаря настойчивым усилиям профессора В.С. Попова. С самого начала работы Академии хорового искусства руководимый В.С. Поповым смешанный хор вуза определился как многофункциональный певческий коллектив, выступающий с обширными сольными программами, а также участвующий вместе с оркестрами в исполнении крупных вокально-симфонических произведений.
Сводный хор Академии (около 250 певцов) включает в себя хор мальчиков (7-14 лет), хор юношей (16-18 лет), студенческие вокально-хоровые ансамбли (юноши и девушки 18-25 лет) и мужской хор. Отличная музыкальная подготовка, высокая профессиональная компетентность и полнота разновозрастных групп хоров Академии позволяют выполнить художественные задачи любой сложности, включая исполнение многохорных партитур, требующих участия грандиозных певческих составов. Так, хор Академии исполнил треххорную ораторию К.Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» на московской премьере сочинения в Московском международном Доме музыки (декабрь 2003). Выдающимся событием в мире музыки стало исполнение в Москве при участии Большого хора Академии монументальной оратории Ф. Листа «Христос» под управлением Е. Светланова в Большом зале консерватории (апрель 2000).
Хоры Академии регулярно выступают с концертами в России и за ее пределами — в странах Европы, Азии (Япония, Тайвань), США и Канаде. В числе несомненных достижений коллектива — многократное участие в ряде престижных музыкальных фестивалей: в Брегенце (Австрия, 1996, 1997), Кольмаре (Франция, 1997-2009), Рейнгау (Германия, 1995-2010) и, конечно, в Москве («Московская осень», «Московский Пасхальный фестиваль», «Черешневый лес», «Моцариана»).
С хорами Училища и Академии сотрудничали прославленные российские и зарубежные дирижеры: Г. Абендрот, Р. Баршай, А. Гаук, Т. Зандерлинг, Д. Кахидзе, Д. Китаенко, К. Кондрашин, И. Маркевич, Е. Мравинский, М. Плетнев, Х. Риллинг, А. Рудин, Г. Рождественский, С. Самосуд, Е. Светланов, В. Спиваков, Ю. Темирканов, В. Федосеев. Многие современные композиторы доверяют исполнителям премьеры своих сочинений. Хоры Академии подготовили к исполнению и записали более 40 компакт-дисков.
Отдельные хоры Академии, периодически объединяемые в Большой хор, представляют собой уникальный по своим исполнительским возможностям и тембровой палитре певческий коллектив, которому под силу яркие, полноценные художественные интерпретации всей классической и современной хоровой литературы. Полнокровная творческая жизнь — отличительная черта Академии хорового искусства, занявшей сегодня достойное место на мировой концертной сцене.
С 2008 года сводным хором Академии руководит воспитанник Училища и Академии, ученик В. Попова, Лауреат первой премии Первого московского конкурса хоровых дирижеров — Алексей Петров.
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского
Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Он не раз доказывал свое право называться одним из лучших оркестров мира — право, завоеванное историей, тщательнейшей работой у микрофонов и интенсивной концертной деятельностью.
Высокая репутация оркестра в мире — результат плодотворного сотрудничества с замечательными русскими дирижерами: А. Орловым, Н. Головановым, А. Гауком, Г. Рождественским. БСО доверяли первое исполнение своих сочинений Н. Мясковский, С. Прокофьев, А. Хачатурян, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Б. Чайковский. С 1974 года и по сей день бессменным художественным руководителем и главным дирижером коллектива является Владимир Федосеев.
В летопись оркестра вписаны имена дирижеров: Л. Стоковского и Г. Абендрота, Л. Маазеля и К. Мазура, Е. Мравинского и К. Цекки, солистов прошлого: С. Рихтера, Д. Ойстраха, А. Неждановой, С. Лемешева, И. Архиповой, Л. Паваротти, Н. Гяурова, а также современных исполнителей: В. Третьякова, П. Цукермана, Ю. Башмета, О. Майзенберга, Е. Леонской, А. Князева. В свое время именно Владимир Федосеев и БСО открыли миру имена Е. Кисина, М. Венгерова, В. Репина. И сейчас оркестр продолжает сотрудничать с лучшими солистами разных стран.
В 1993 году оркестру было присвоено великое имя Петра Ильича Чайковского — за подлинную, глубокую интерпретацию его сочинений.
Записи огромнейшего репертуара оркестра от Моцарта, Бетховена, Чайковского, Брамса, Малера до современной музыки выпущены фирмами Sony, Pony Сanyon, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».
В перечне стран, в которых выступал Большой симфонический оркестр, отражена едва ли не вся карта мира. Но важнейшим направлением деятельности БСО являются концерты в городах России — Смоленске и Вологде, Череповце и Магнитогорске, Челябинске и Сарове, Перми и Великом Новгороде, Тюмени и Екатеринбурге. В репертуаре оркестра — монографические циклы, проекты для детей, благотворительные мероприятия, а также концерты, объединяющие музыку и слово. Наряду с выступлениями в крупнейших залах мира БСО продолжает вести активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в Третьяковской галерее и МГУ имени М.В. Ломоносова.
В сезоне 2015/2016 Большой симфонический оркестр отметил свое 85-летие, исполнив поистине роскошные концертные программы в Москве, городах Германии, Австрии, Голландии, Италии и Швейцарии с участием выдающихся музыкантов. Кроме того, с большим успехом был представлен уникальный проект «Моцарт. Письма к тебе», в котором творчество композитора рассматривалось в тесной взаимосвязи с его личностью, окружением и событиями из жизни. Этот формат будет продолжен и в новом сезоне.
Деятельность Большого симфонического оркестра и его художественного руководителя Владимира Федосеева в сезоне 2016/2017 чрезвычайно разнообразна. В сентябре БСО представляет программы, приуроченные к 125-летию С. Прокофьева и 110-летию Д. Шостаковича. В октябре–ноябре состоятся масштабные гастроли оркестра в Великобритании и Китае. В декабре коллектив представит «Реквием» Дж. Верди и оперу Ш. Гуно «Фауст» в концертном исполнении. В марте осуществит европейскую премьеру реконструированной оперы П. Чайковского «Ундина» в Золотом зале венского Musikverein. Помимо европейских и азиатских гастролей запланированы выступления в российских городах — Ставрополе, Казани, Калининграде, Липецке, Туле, Зарайске, Протвино и Клину. Отдельный цикл концертов пройдет в Государственном Кремлевском дворце — его открытие посвящено музыке отечественного кино.
Центральной темой выступлений БСО в течение нескольких лет будет творчество Людвига ван Бетховена, ушедшего из жизни 190 лет назад. Его наследию оркестр посвящает цикл концертов «Бетховен. Письма к тебе…» и — уже в сезоне 2017/2018 — целый фестиваль. Основу этих проектов составляют инструментальные концерты и крупные симфонические произведения композитора, сопровождать музыку будут его письма в исполнении артистов московских драматических театров.
В ближайших сезонах с оркестром выступят певцы Анна Аглатова, Алексей Татаринцев, Михаил Казаков, пианисты Денис Мацуев, Борис Березовский, Владимир Овчинников, Вадим Руденко, Андрей Коробейников, Павел Колесников, Филипп Копачевский, скрипачи Дмитрий Ситковецкий, Никита Борисоглебский, Андрей Баранов, Дженнифер Пайк, виолончелисты Александр Князев и Фёдор Землеруб.
Владимир Федосеев
Владимир Федосеев родился в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П.И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е.А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижерский дебют Владимира Федосеева — в Государственном академическом театре оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.
В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском «Opernhaus» («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и сегодня: в 2015 году Владимир Федосеев дирижировал в «Ла Скала» в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф — Начо Дуато) и «Спящая красавица» П.И. Чайковского (хореограф — Алексей Ратманский).
Имя Владимира Федосеева связано со многими оркестрами мира. Он — первый приглашенный дирижер оркестра Токийской филармонии (с 2000); приглашенный дирижер оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2006 год Владимир Федосеев являлся главным дирижером Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена.
При всем многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого он является уже более четырех десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры — с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже — с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия).
Одними из первых крупных работ дирижера с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева — в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева — становились бестселлерами. Пластинки с записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon.
Владимир Федосеев — обладатель множества премий и наград, среди которых: Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III и II степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден «Почетного Креста I степени» за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижер получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. А в октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В.В. Путин наградил маэстро орденом Почета.
«Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», — писал о дирижере композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование — совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижера должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев — счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов — во всем слышится этот ясно звучащий дирижерский голос».