Красочная святыня Бурятии
Бурятская культовая архитектура зародилась в Забайкалье на фоне распространения буддизма в начале XVIII века. Она начиналась с небольших юртовых храмов и в итоге развилась в ансамбли буддийских монастырей. В храмовых строениях Забайкалья бурятские мастера старались отразить особенности святилищ приграничных стран — Китая, Тибета и Монголии.
Во время празднеств в дацанах сжигают старые вещи, символизирующие прошлые грехи. Совершая ритуал, люди демонстрируют готовность к новому. Посетителей дацанов привлекает атмосфера спокойствия и чувство внутренней гармонии. Каждое возведение храма предваряли астрологические расчеты и специальные обряды освящения местности. Поэтому считается, что, попадая на территорию буддийского монастыря, человек оказывается в сакральном пространстве и времени, подчиненном своим особым ритмам.
В XIX веке дацаны стали просветительскими центрами. В них создавались письменные произведения, переводилась иностранная литература. Вскоре появились условия для создания теоретической и практической медицинской базы. В самых крупных дацанах — три факультета: общий (философский), медицинский и тантрический. В святынях появлялись не только типографии, но и формировались художественные школы, выпускавшие скульпторов, чеканщиков и иконописцев.
Бурятским храмам свойственна цветовая гамма с практически однотонными стенами и небольшими полихромными участками на уровне карниза, окон и дверей. А в яркой палитре стен и декора в полной мере проявилась народная любовь к контрастным цветам.
В экстерьере бурятских храмов деревянные элементы соседствует с гладкими каменными стенами и плоскостями. Большую роль играет цветовая символика, распространявшаяся на материалы и вещи. В росписи обязательны сакральные цвета: бордовый и желтый, символизирующие могущество и силу. Наряду с ними преобладал белый, второстепенно использовались синий и зеленый цвета.
Самым большим архитектурным ансамблем ХХ века в Бурятии является Иволгинский дацан. Он основан в 1946 году и насчитывает девять храмов, составляющих композицию хото-мандалы (в переводе с монгольского, санскрита — «мандала места обитания») города небожителей. Анинский дацан стал первым построенным из камня среди известных дацанов.
Смотрите также