Савва Морозов
Годы жизни: 15 февраля 1862 - 26 мая 1905
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Общественный деятель
Содержание
Савва Морозов был одним из самых богатых людей Российской империи. Потомственный предприниматель и меценат всё свое время посвящал семейному делу — его предприятие считалось одной из самых прибыльных компаний страны. Морозов был меценатом, которого знала вся Россия: он строил для рабочих больницы и дома, ввел на своих фабриках декретный отпуск, финансировал большевиков и добивался сокращения рабочего дня для тех, кто трудится на производствах. Савва Морозов финансировал строительство и развитие Московского художественного театра: помощь имя мецената и его портрет даже выгравировали на значке к 10-летию МХТ вместе с изображениями основателей театра Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.
Детство в купеческой семье
Династия Морозовых происходила из старообрядческого рода купцов и предпринимателей. Дед будущего мецената в 1821 году выкупился из крепостной зависимости и создал собственную ткацкую фабрику. Его преемником стал младший сын Тимофей. Он руководил Московской биржей, а позже открыл Никольскую хлопчатобумажную мануфактуру. В 1846 году Тимофей Морозов женился на наследнице купеческого рода Солдатёнковых — Марии Симоновой. Имея равную долю в предприятиях мужа, она много помогала бедным: финансировала строительство церквей, больниц и приютов.
У Тимофея и Марии Морозовых было десять детей, четверо из которых не дожили и до трех лет. Зимой 1862 года в городе Зуево (сегодня Орехово-Зуево) родился сын Савва. Несмотря на достаток, всех детей воспитывали в строгости, не разрешали выходить за пределы усадьбы. Отец часто был занят делами, а мать больше всего времени проводила с самым младшим сыном, Сергеем.
С детства у Саввы Морозова был упрямый характер, за что его иногда называли Бизоном. Подруга детства Мария Крестовникова вспоминала: «Савва, годом меня старше, был невысок ростом, но коренасто сложенный. Прекрасные волнистые русые волосы и необыкновенно приятный рот с полными губами и белыми ровными зубами, а главное, необыкновенно прямая, добрая и милая улыбка по временам делала его очень красивым. Он… всегда всё первый знал и предугадывал и прекрасно, как мы это называли, вел политику с родителями».
Благодаря своему упорству он быстро схватывал учебный материал, который давали домашние учителя. Особенно преподаватели отмечали его способности к точным наукам. В 14 лет он пошел в Московскую мужскую гимназию №4. Морозов был круглым отличником по математике и физике. После занятий любил играть в карты. Позже он вспоминал: «В гимназии я научился курить и не веровать в бога».
«От мануфактуры к фабрике»: начинающий предприниматель
После окончания гимназии в 1881 году, Савва Морозов поступил на физико-математический факультет Императорского Московского университета. На естественном отделении он изучал химию, на занятиях разрабатывал красители. В свободное время ходил на лекции по философии, истории и политэкономии.
Изучать химию Морозов продолжил в английском Кембридже, где собирал материалы для своего исследования. После университета посещал фабрику в Манчестере, чтобы познакомиться с местной текстильной промышленностью — после учебы ему предстояло возглавить семейное дело. Его отец жестко руководил рабочими Никольской мануфактуры, штрафовал даже за малейшую ошибку или отставание от нормы. Из-за суровых условий в 1885 году здесь устроили первую в России рабочую стачку, известную как «морозовская». Младший же Морозов собирался стать демократичным руководителем и уделять больше внимания социальным вопросам.
В 1887 году Савва Морозов вернулся из Англии, защитил диссертацию и сразу же приступил к делам отца. В 25 лет он стал управляющим Товариществом Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» и Трехгорным пивоваренным товариществом. На фабрике начались радикальные преобразования. Прежде всего, Морозов отменил штрафы, построил для работников дома и больницу, заказал из Англии новейшее оборудование. Работницы начали получать декретный отпуск, а способные сотрудники — учиться техническим специальностям. Никольская мануфактура быстро стала самым прибыльным текстильным предприятием в стране, ее продукция занимала призовые места на выставках и ярмарках.
Личная жизнь Саввы Морозова
Летом 1895 года Савва Морозов приехал в гости к двоюродному племяннику Сергею — они были почти одного возраста. Там Морозов влюбился в жену племянника, Зинаиду Зимину, дочь купца второй гильдии. Она ответила взаимностью.
«Когда началась моя любовь к Савве Тимофеевичу, мы с Сергеем Викуловичем были в Крыму. Мне было 18 лет, и я, не будучи плаксивой, целые дни плакала и не знала: решаться ли мне на развод»
Из воспоминаний Зинаиды Морозовой-Рейнбот
Через год Зимина развелась с мужем и обручилась с Саввой Морозовым. Семья была против, в старообрядческой среде расторгать брак и жениться на разведенных было большим грехом. Но Морозов пошел против воли родителей. Для своей молодой жены он купил особняк на Большой Никитской улице, а через пять лет по проекту Федора Шехтеля перестроил дом на Спиридоновке. У Саввы Морозова и Зинаиды Зиминой родилось четверо детей.
В 1898 году купец познакомился с актрисой МХТ Марией Андреевой. Сначала он ходил на ее спектакли, а позже влюбился. Несмотря на то, что артистка была замужем за статским советником Андреем Желябужским, она ответила взаимностью на ухаживания Морозова. Промышленник готов был выполнить любое ее желание, и Андреева убедила его финансировать социал-демократическую партию, в которой состояла. В итоге Савва Морозов жертвовал миллионы рублей на все съезды партии и развитие пролетарской газеты «Искра». Через четыре года актриса ушла к Горькому, а Морозов вернулся к своей семье.
На строительстве МХТ
Как и все члены семьи, Савва Морозов занимался меценатством. На интересные, по его мнению, предприятия Морозов не жалел никаких денег. Мать говорила о нем: «Горяч Саввушка!.. Увлечется каким-либо новшеством, с ненадежными людьми свяжется, не дай Бог».
В 1898 году новым детищем Морозова стал Московский художественный театр. Труппе требовалось новое помещение и режиссеры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко приглашали к участию богатых купцов. Морозов сразу согласился помочь.
«Морозов финансировал театр и взял на себя всю хозяйственную часть. Он вникал во все подробности дела и отдавал ему все свое свободное время. Будучи в душе артистом, он, естественно, чувствовал потребность принять активное участие в художественной стороне. С этой целью он просил доверить ему заведование электрическим освещением сцены»
Константин Станиславский, «Моя жизнь в искусстве»
Савва Морозов даже переехал на все лето на стройку в Камергерском переулке и жил в небольшой комнатушке возле конторы. Когда домашние уехали за город, он превратил собственную ванную в лабораторию, где создавал краску для электрических ламп, которые давали бы подходящий свет для сцены. Также купец сам продумывал внутреннее оформление театра. Он советовался с Немировичем-Данченко: «Белое с серебром изящнее, чем с золотом, не правда ли? Золото кричит… В театре должны быть спокойные краски, чтоб ничто не отвлекало зрителей от сцены».
Строительство закончили в рекордные сроки, всего за несколько месяцев. Константин Станиславский вспоминал: «Савва Тимофеевич Морозов не отставал от нас. Мы любовались, глядя, как он, солидный, немолодой человек, лазил по лестнице, вешая драпировки, картины, или носил мебель, вещи и расстилал ковры. С трогательным увлечением он отдавался этой работе…». После открытия театра Морозов продолжал его финансировать. Он хотел, чтобы МХТ был общедоступным, а цены на билеты оставались низкими. За помощь театру имя мецената Саввы Морозова и его портрет выгравировали на значке к 10-летию МХТ вместе с изображениями Станиславского и Немировича-Данченко.
Либеральные идеи «даровитого русского дельца»
К концу 1890-х годов имя Саввы Морозова было хорошо известно в России. Он возглавлял Нижегородскую ярмарку, входил в Совет торговли и мануфактур и Общества по содействию развитию легкой промышленности. Имя промышленника чаще стало появляться в московской прессе.
«С.Т. Морозов — тип московского крупного дельца. Небольшой, коренастый, плотно скроенный, подвижный, без суетливости, с быстро бегающими и постоянно точно смеющимися глазами, то «рубаха–парень», способный даже на шалость, то осторожный, деловитый коммерсант–политик «себе на уме», который линию свою твердо знает и из нормы не выйдет — ни боже мой!.. Образованный, энергичный, решительный, с большим запасом той чисто русской смекалки, которой щеголяют почти все даровитые русские дельцы»
Из публикации московского журналиста Николая Ракшанина
В это же время Савва Морозов особенно много помогал социал-демократам: финансировал газеты, нелегально провозил типографские шрифты через границу, в своем доме скрывал от властей революционера Николая Баумана.
«Савва внимательно следил за работой Ленина, читал его статьи и однажды забавно сказал о нем:
— Все его писания можно озаглавить: «Курс политического мордобоя» или «Философия и техника драки». Не знаешь — в шахматы играет он?
— Не знаю.
— Мыслит, как шахматист. В путанице социальных отношений разбирается так легко, как будто сам и создал ее»
— Все его писания можно озаглавить: «Курс политического мордобоя» или «Философия и техника драки». Не знаешь — в шахматы играет он?
— Не знаю.
— Мыслит, как шахматист. В путанице социальных отношений разбирается так легко, как будто сам и создал ее»
Из книги «Савва Морозов» Максима Горького
Некоторые современники считали, что это общение подпитывало и то, что всю жизнь Морозов провел в старообрядческой среде со строгими распорядками, устоявшимися укладами, аскетичным образом жизни. Прозаик Марк Алданов писал: «Ему чрезвычайно опротивели люди вообще, а люди его круга в особенности». Однако Савва Морозов не стал революционером сам, а вскоре и вовсе перестал поддерживать тайное оппозиционное течение.
Борьба за права рабочих
22 января 1905 года в Петербурге разогнали митингующих, которые требовали у императора подписать Петицию о рабочих нуждах. Этот день вошел в историю как Кровавое воскресенье. После него Савва Морозов написал докладную записку «О причинах забастовочного движения. Требования введения демократических свобод», в которой высказал свое мнение по поводу стачек в стране. Он отстаивал права рабочих на свободу слова, печати, образования и неприкосновенности личности и считал, что не нужно привлекать полицию на любые мирные забастовки.
«Лишь при других условиях государственной жизни, при гарантиях личности, при уважении власти к законам, при свободе союзов различных групп населения, связанных общим интересом, законное желание рабочих улучшить свое положение может вылиться в спокойные законные формы борьбы, которые могут только содействовать расцвету промышленности, как это наблюдается в Европе и Америке…»
Из доклада Саввы Морозова «О причинах забастовочного движения…»
В феврале на Никольской мануфактуре началась забастовка. Рабочие требовали восьмичасового рабочего дня и повышения зарплаты. Сам Морозов не мог принимать решения, потому что по документам предприятие принадлежало матери. Она договариваться с рабочими не хотела. Инициативу Саввы Морозова, изложенную в докладе, не поддержало и правление мануфактуры. В середине марта 1905 года на рабочем совещании письмо купца уничтожили.
В это же время от предпринимателя ушла Мария Андреева. Морозов стал замкнутым, почти нигде не появлялся, не хотел никого видеть. Мать и жена обратились к врачам, которые заключили, что у него: «тяжелое общее нервное расстройство, выражавшееся то в чрезмерном возбуждении, беспокойстве, бессоннице, то в подавленном состоянии, приступах тоски и прочее».
Весной 1905 года вместе с женой Морозов уехал на лечение во Францию. Супруги остановились в «Ройял-отеле» в Каннах. Днем 26 мая он остался один в номере. Позже рядом с его телом обнаружили пистолет и записку: «В смерти моей прошу никого не винить». Савве Морозову было 43 года.
«Человеческая природа не выносит двух равносильных противоположных страстей. Купец не смеет увлекаться. Он должен быть верен своей стихии, стихии выдержки и расчета. Измена неминуемо поведет к трагическому конфликту… А Савва Морозов мог страстно увлекаться. До влюбленности. Не женщиной — это у него роли не играло, а личностью, идеей, общественностью… На революционное движение он… давал значительные суммы. Когда же в 1905 году разразилась первая революция и потом резкая реакция, — что-то произошло в его психике, и он застрелился»
Владимир Немирович-Данченко
Тело Морозова перевезли в Москву и похоронили на старообрядческом Рогожском кладбище. В городе еще долго ходили слухи, что гроб был пустым, а сам Савва Морозов живет в российской глубинке.
Интересные факты о жизни Саввы Морозова
1. Савва Морозов и Константин Станиславский познакомились еще в детстве. Купеческий сын Константин Алексеев (прим. ред.: настоящая фамилия режиссера) поступил в Московскую мужскую гимназию №4 на год раньше, чем братья Морозовы. Вместе с Алексеевым они дружили с детьми семьи Перевозчиковых — Дмитрием и Марией (прим. ред.: актриса МХТ Мария Лилина). В 1899 году Константин Алексеев и Мария Перевозчикова поженились. Учебное заведение славилось суровыми порядками, которые описал в своих воспоминаниях Станиславский: «Из-за самых пустых причин, без всякого разбора дела детей сажали в карцер. А в карцере были крысы. Ходили даже сплетни, будто их там нарочно разводили, — вероятно, с педагогической целью, чтобы наказание было действительнее».
2. Во время работы на Никольской мануфактуре Морозов контролировал все производственные этапы. Чтобы не зависеть от поставок из-за границы, он покупал в Средней Азии земли и выращивал на них собственный хлопок.
3. Савва Морозов развивал в России химическое производство. На фабриках в селе Всеволодо-Вильва Пермской губернии и на реке Иваке он выпускал разные реагенты: уксусную кислоту, древесный и метиловый спирт, ацетон, денатурат.
4. В усадьбе Покровское-Рубцово Морозов содержал конный двор. Ему принадлежали лучшие в России лошади: вороной рысак Ташкент и гнедая Наяда. Они участвовали в московских скачках и выигрывали призовые места.
5. Общие положения, которые Савва Морозов описал в докладной записке «О причинах забастовочного движения…», в 1905 году отразил председатель Комитета министров Сергей Витте в государственных документах. Среди них — царский Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» и первый закон о профсоюзах «Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий». Эти законодательные акты объявляли свободу слова, собраний, союзов.
6. Через два года после смерти Морозова, жена продала особняк на Спиридоновке предпринимателю Михаилу Рябушинскому. Архитектурные детали здания в неоготическом стиле совпадают с описанием дома Маргариты из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Часть исследователей считает, что именно здесь автор «поселил» героиню.
7. Морозов стал прототипом персонажей во многих произведениях Горького, среди которых — «Егор Булычов и другие», «Дело Артамоновых». Их герои тоже занимались меценатством и помогали революционерам.
8. Родственники Морозова по линии Абрамовичей в конце ХIХ века собирали произведения европейских импрессионистов. В коллекции Ивана и Михаила Морозовых были работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Пабло Пикассо и многих других художников.
9. О жизни Саввы Морозова снимали фильмы российские режиссеры. В ленте 1967 года «Николай Бауман» купца сыграл Ефим Копелян, а в исторической драме «Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина» — литовский актер Донатас Банионис. В 2007 году на экраны вышел сериал «Савва Морозов», а через четыре года режиссер Владимир Фатьянов снял документальный фильм «Роковая любовь Саввы Морозова». В него вошли документы и фотографии из архива семьи.
Главная фотография: Музей Московского Художественного академического театра, Москва
В публикациях
Смотрите также