Иван Владимиров
Годы жизни: 10 января 1870 - 14 декабря 1947
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Художник Иван Владимиров прославился как баталист и автор «революционных акварелей». С документальной точностью он изображал события Русско-японской, Первой мировой и Советско-финской войн, быт блокадного Ленинграда. Много лет Владимиров работал художником-корреспондентом: его иллюстрации публиковали в российской и зарубежной прессе.
Юнкер и студент Академии художеств
Мать Ивана Владимирова, англичанка Элизабет Вакгорн, была художницей. Отец будущего живописца, священник Алексей Владимиров, познакомился с ней в Великобритании, где работал переводчиком. В конце 1860-х годов он вместе с женой вернулся в Россию и поселился в Вильно (ныне Вильнюс, столица Литвы). Владимиров работал учителем русского языка в местном юнкерском училище, состоял в Русском географическом обществе, писал книги, педагогические брошюры, статьи для журнала «Вестник Европы» и газеты «Новое время». Здесь же, в Вильно, 10 января 1870 года родился Иван Владимиров.
Родители будущего художника уделяли большое внимание образованию сына. Иван Владимиров рос любознательным, любил читать и слушать рассказы отца о дальних странах, мечтал путешествовать. Однажды он сбежал из дома и сумел добраться до Великобритании, где нашел своего дядю — владельца парохода. С ним Владимиров прожил полгода, а после возвращения в Вильно еще не раз самостоятельно уезжал из дома, но теперь путешествовал только по Полесью.
С 16 лет Иван Владимиров учился в Виленской рисовальной школе. Педагоги полагали, что он станет художником, однако Владимиров увлекся военным делом и поступил в Санкт-Петербургское юнкерское училище. Там он считался одним из лучших студентов, что сулило ему блестящую карьеру в армии. Но из-за слабого здоровья будущему художнику пришлось отказаться от службы.
В 1891 году Иван Владимиров поступил вновь — на этот раз в Санкт-Петербургскую академию художеств. Он учился у знаменитых живописцев того времени: Алексея Кившенко, Богдана Виллевальде и Франца Рубо. Вскоре студента, который интересовался батальной живописью, отправили на Кавказ — изучать историю войны 1817–1864 годов и иллюстрировать ее основные события. За картины «Взятие турецкого редута» и «Перевязочный пункт во время Кавказской войны» он получил большую и малую серебряные медали, а за «Поражение адыгейцев на реке Малке» — звание классного художника первой степени.
В 1891 году Иван Владимиров поступил вновь — на этот раз в Санкт-Петербургскую академию художеств. Он учился у знаменитых живописцев того времени: Алексея Кившенко, Богдана Виллевальде и Франца Рубо. Вскоре студента, который интересовался батальной живописью, отправили на Кавказ — изучать историю войны 1817–1864 годов и иллюстрировать ее основные события. За картины «Взятие турецкого редута» и «Перевязочный пункт во время Кавказской войны» он получил большую и малую серебряные медали, а за «Поражение адыгейцев на реке Малке» — звание классного художника первой степени.
Военно-художественный корреспондент
Еще во время учебы Иван Владимиров устроился художественным корреспондентом в журнал «Нива». В конце XIX века издатели часто нанимали живописцев и графиков, потому что иллюстрировать материалы фотографиями было сложно и дорого. Владимиров писал в реалистической манере, внимательно относился к деталям, а эти качества особенно ценили в «Ниве».
В 1904 году Владимиров по заданию редакции отправился на Русско-японскую войну. Там он написал картины «Орудие в опасности», «Артиллерийский бой», «Вернулся с войны», «Допрос пленного», «В Маньчжурии». Репортажные иллюстрации Владимирова печатали, помимо «Нивы», и в иностранной прессе — английской газете The Graphic и французском журнале L'Illustration.
Во всех моих художественных работах основная идея была выразить устремление наших бравых бойцов к отражению и уничтожению ненавистных, но сильных и злобных врагов Родины. Эту идею я всячески старался воплотить во всех своих произведениях, начиная с картин русско-японской войны.
Иван Владимиров, «Памятка о Великой Отечественной войне. Блокадные заметки 1941–1944 годов»
Иван Владимиров вернулся в Петербург как раз в то время, когда началась первая русская революция. Ее события художник отразил в работах «Бой на Пресне» и «На баррикадах в 1905 году». Критики неоднозначно оценивали творчество Владимирова: реалисты хвалили его, а модернисты считали «человеком старой гнилой школы».
В 1911 году Владимиров хотел выставить свои картины в модернистском Салоне, но организаторы отказались от «устаревших» работ. Тогда Владимиров написал, «не считаясь с точностью рисунка и не стесняясь в подборе красок», три новых полотна и отправил их на выставку с подписью «Карлъ Флинт. Хельсинки». Картины оценили и зрители, и профессиональные критики. Флинта назвали «национальным художником-самородком», а основатель объединения «Мир искусства» Александр Бенуа отметил, что автор картин точно отразил «художественное мировоззрение своего народа». Ближе к концу выставки Иван Владимиров опубликовал в газетах письмо, в котором признался, что под псевдонимом скрывался именно он.
Моя заметка произвела потрясающее действие: весь Петербург узнал, что художник Владимиров жестоко высмеял устроителей Салона и разоблачил «новаторство». На следующий день и позже я стал получать десятки писем и открыток с приветствиями и несколько ругательных открыток, в которых безымянные авторы обещали «жестоко наказать меня за обман.
Иван Владимиров о Салоне
Вскоре после выхода этой заметки Владимиров получил письмо от Ильи Репина. Знаменитый художник писал: «Спешу приветствовать Вас за Вашу великолепную шутку над нахальными мазилками и жалкими пигмеями, вообразившими себя новаторами нашего родного искусства».
Больше сблизиться с модернистами Иван Владимиров не пытался. В 1914 году началась Первая мировая война, и художник вновь отправился на фронт корреспондентом журнала «Нива». В это же время он рисовал агитационные плакаты, которые призывали помогать армии. Его известность росла, и с помощью Комитета Императорского общества поощрения художеств Владимиров организовал персональные выставки в Петрограде.
Автор «революционных акварелей»
После Октябрьской революции 1917 года Иван Владимиров ушел из «Нивы». В 1917–1918 годах он сотрудничал с петроградской милицией — рисовал фотороботы преступников и делал эскизы будущих картин.
Все время моей милицейской службы я имел с собой альбомчик и свободно зарисовывал все, что интересовало меня. Придя домой, я дополнял неясные штрихи и зарисовки и даже иногда закрашивал их акварелью, таким путем собрал богатейший материал для будущих картин, отображающих сцены и эпизоды революционной борьбы.
По книге Владимира Шака «Революционные акварели Ивана Владимирова»
В 1922 году Иван Владимиров вступил в Ассоциацию художников революционной России, которую поддерживало советское правительство. Члены организации считали, что в искусстве должен господствовать реализм. В декларации говорилось: «Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве». Первый глава нового объединения Павел Радимов выступил с речью «Об отражении быта в искусстве», в которой заявил, что современная живопись должна показать «быт Красной армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда, понятный народным массам». В 1920-х и 1930-х годах Владимиров изображал события первых лет советской власти на картинах «Сжигание орлов и царских портретов», «Разгром помещичьей усадьбы» и в других работах. Также художник создавал зарисовки из жизни Владимира Ленина и Иосифа Сталина, писал сцены мирной советской жизни. Критики ценили документальную точность в «революционных акварелях» Владимирова и отмечали, что в его манере письма чувствуется влияние передвижников. Владимиров стал популярен: его иллюстрации печатали в советских журналах, а картины выставляли в художественных галереях. В 1937 году полотна Владимирова показали на Всемирной выставке в Париже.
Последние годы жизни Ивана Владимирова
В 1939 году началась Советско-финская война. 69-летний Иван Владимиров не мог отправиться на нее художником-корреспондентом: не позволял возраст. Однако он изучал газетные сводки, создавал на их основе картины «Сдача белофиннов», «Въезд советских войск в Выборг» и другие полотна. Когда началась Великая Отечественная война, художник жил в Ленинграде.
Жизнь в городе забурлила еще сильней, у всех, как и у меня, гнездились мысли — как бы я мог внести свою долю в защиту Родины. О поступлении добровольцем и мечтать не мог: мои 72 года и неуверенность походки сразу лишали меня надежды на какую-либо активную помощь подобного рода, и я решил все силы направить по линии искусства. Буду зарисовывать композиции всех моментов, какие встретятся мне и о каких я буду читать или слышать правдивые описания и рассказы.
По книге Владимира Шака «Революционные акварели Ивана Владимирова»
Всю войну Владимиров создавал агитационные плакаты, листовки и картины, в числе которых — «Бой за Тихвин», «Голодающие в Берлине», «Жертвы фугасной бомбы. Работа пожарных». Кроме того, художник вел дневник, в котором описывал быт блокадного города.
В 1945 году Владимирова наградили орденом Трудового Красного Знамени за «плодотворную деятельность в области советского искусства». В 1946-м ему присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Иван Владимиров умер 14 декабря 1947 года. Его похоронили на Серафимовском кладбище Ленинграда. Работы художника хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, частных коллекциях.