Леонид Соломаткин

Годы жизни: 1837 - 18 июня 1883
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Художник Леонид Соломаткин был очень популярен в 1860-х годах. Его студенческие картины высоко оценивали в Императорской Академии художеств. Но вскоре жанровые произведения Соломаткина затмил успех передвижников. «Культура.РФ» рассказывает о жизни художника, его учебе в Москве и Петербурге и самых известных картинах, которые ценили зрители и критики.

Сирота, чумак, художник

Леонид Соломаткин родился в 1837 году в мещанской семье. Точную дату и место рождения ученые не установили. По версии искусствоведа Льва Тарасова, Соломаткин появился на свет в Курской губернии; по мнению биографа Татьяны Савицкой — в одной из областей Украины. Также осталось мало сведений о первых годах жизни художника, о том, кем были его родители, когда и почему они умерли.
Известно, что будущий художник остался сиротой в раннем возрасте. С детства он обеспечивал себя сам, работал погонщиком скота и подпаском — помощником пастуха. Позже Соломаткин нанимался к чумакам — торговцам, которые жили в южных губерниях Российской империи, ездили к Черному и Азовскому морям на воловьих упряжках, везли оттуда соль и рыбу на ярмарки в другие регионы. Искусствовед Елена Нестерова в книге «Леонид Иванович Соломаткин — жизнь и творчество» отмечала, что вместе с чумацкими обозами художник побывал в Таганроге, Одессе, Феодосии, «а также на богатых и пыльных сельских ярмарках Украины и Новороссийского края».
По одной из версий, Соломаткин начал рисовать как раз во время торговых поездок. Об этом свидетельствовала официальная автобиография, которую он написал перед зачислением в Императорскую Академию художеств:
Во мне пробудилась страсть к искусству, не знаю, навеяна ли она красотами южной природы или другой какой причиною, но и в лавке с аршином в руках в Одессе, и на возу чумака, с ящиком разносчика на доках Николаева я все думал или о красивых местностях, или передо мною рисовались сцены народной жизни моей родины.
В этой же автобиографии Леонид Соломаткин упомянул «художника Меликова, служащего в Морском училище в Николаеве». Вероятно, речь шла о Моисее Меликове — живописце, педагоге и авторе книги «Заметки и воспоминания художника-живописца». Этот человек увидел рисунки Соломаткина и посоветовал ему отправиться в Петербург, поступить в Академию художеств. Но на путешествие в столицу у Леонида Соломаткина не было денег, и он отправился пешком в Москву.
В 1855 году будущего художника бесплатно приняли в Училище живописи, ваяния и зодчества. Квартирой и деньгами на первое время Соломаткина обеспечили товарищи и преподаватели. Сам он, как писал в автобиографии, помимо учебы, первое время был вынужден работать — «даже церковным сторожем и звонарем».
Будущий художник попал в классы к живописцу Егору Васильеву, портретисту Аполлону Мокрицкому и инспектору училища Сергею Зарянко. Соломаткин прилежно учился: получал награды за успехи и поведение, заслужил право перевестись в более престижный класс — из гипсового головного в гипсовый натурный. Уже в это время он сосредоточился на жанровых зарисовках.
В Москве манеру Леонида Соломаткина сформировали более свободные в сравнении с петербургскими учебные правила. От учеников не требовали писать картины на классические библейские и античные сюжеты, разрешали самим выбирать темы, поощряли индивидуальный стиль. Для одного из экзаменов Соломаткин изобразил почти карикатуру. Об этом вспоминал портретист Антон Ледаков:
…голова [античного врачевателя] Эскулапа нарисована с большим пониманием дела, но с громадным носом, в виде дули, очевидно, с умыслом приставленным ученому античной Греции. На экзамене этот нос обратил потом общее внимание профессоров, над которым они немало хохотали, но это обстоятельство не помешало начинающему ученику получить хороший балл.

Студенческие успехи и переезд в Петербург

В 1860 году Леонид Соломаткин окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и отправился в Петербург — в Академию художеств. Так поступали многие студенты в то время. Несмотря на то что по статусу московские выпускники не уступали петербургским, учеба не давала им части привилегий — например, возможности претендовать на Большую золотую медаль и поездку за границу. Еще одной причиной для переезда и поступления стало то, что мещанина Соломаткина могли рекрутировать — насильно отправить в армию. Именно эту причину художник указал в прошении конференц-секретарю Академии Федору Львову.
Леонид Соломаткин попал в Академию художеств как вольный слушатель. Его учебу оплачивал «действительный член Московского Художественного общества А.А. Рябинин». В Петербурге Соломаткин начал участвовать в выставках. Первая из его сохранившихся картин — «Солдаты, пришедшие на постой в деревню» — отражала тенденции предыдущего десятилетия, 1850-х годов. В середине XIX века, после Крымской и Кавказской войн, многие живописцы интересовались сценами из армейской жизни. Леонид Соломаткин уже в этот момент обратился к жанровой живописи, изобразив повседневный эпизод.
Начинающий художник быстро заинтересовал публику. Полотна «Охотник» и «Охотники» показывали на академических экспозициях 1860–1861 и 1862–1863 годов, их хвалили в прессе. Картины «Именины дьячка» и «Славильщики-городовые» руководство Академии отметило Малой и Большой серебряными медалями. В 1860-е годы окончательно сложилась творческая манера Соломаткина: жанровые картины с юмористическим уклоном.
Художник проучился в Академии до начала 1866 года. Затем он подал прошение «удостоить звания художника по достоинству» — определить статус на основании медалей, которые уже получил, и разрешить уехать из Петербурга на лечение. Елена Нестерова отмечала: «состоялась ли эта поездка — неизвестно; возможно, то был лишь предлог, чтобы покинуть стены… заведения».
Руководство Академии художеств присвоило Соломаткину звание классного художника третьей степени с формулировкой «во внимание к хорошим познаниям его в живописи». Художник остался в Петербурге.

Юмористические бытовые зарисовки: картины Леонида Соломаткина

Самым успешным временем для Соломаткина стали 1860-е годы. В центре его работ оставалась жизнь простых людей. Но он не заострял внимания на общественной стороне сюжетов. Елена Нестерова сравнивала одно из успешных полотен времен Академии художеств — «Именины дьячка» — с работами Василия Перова и делала вывод, что «картина Соломаткина явно выраженного социального подтекста не имеет, она более сентиментальна по настроению, а ее звучание более камерно».
В одной из самых популярных среди современников работ, «Славильщики-городовые», Леонид Соломаткин показал себя как живописец-юморист. Критик Владимир Стасов писал:
Эти славильщики — трое уже немного подгулявших будочников, во все горло распевающих у купца в горнице… Купец их не слушает… он размышляет, что им дать… вот он тотчас шагнет к ним и выпроводит вон, а они между тем дерут себе, дерут что только голоса есть в глотке.
Современники и более поздние исследователи сравнивали Леонида Соломаткина с еще одним жанристом, Павлом Федотовым. Но если Федотов тщательно искал материал, долго выбирал сюжеты и подчеркивал гротескность в типичных ситуациях, то Соломаткин писал быстро, а его основным сюжетом стала, по выражению искусствоведа Елены Нестеровой, «затягивающая трясина быта». Поэтому публика недолго интересовалась картинами Соломаткина. На фоне обличительных полотен передвижников его работы казались слишком простыми.
Во второй половине 1860-х годов полотна Соломаткина выставляло и продавало Общество поощрения художеств — старейшее в Российской империи объединение, которое помогало живописцам. Работы оценивали не очень высоко, в 35–50 рублей, тогда как за картины Ивана Айвазовского там же платили до 700 рублей.
Однако и эти суммы для Леонида Соломаткина играли большую роль. Он жил бедно, несмотря на то, что участвовал в выставках и иногда продавал картины в большие собрания — Павлу Третьякову, Павлу Харитоненко, Ивану Терещенко.

«Терплю нужду страшную»: последние годы художника

В 1870 году появилось Товарищество передвижных выставок. Его участники обращали внимание на общественную повестку и стремились реалистично передавать окружающую жизнь. Жанристы 1860-х, к которым относился и Соломаткин, сходились с передвижниками в понимании искусства, но меньше делали акцент на социальные вопросы. На фоне нового движения они перестали интересовать публику.
Леонид Соломаткин продолжал работать в 1870-е и 1880-е годы. Но такой популярности, как во время учебы в Академии, он больше не достиг. Художник часто повторял свои прежние картины, готовил авторские копии. Одним из самых востребованных произведений оставалась студенческая работа «Славильщики-городовые».
Художник не примкнул к передвижникам, несмотря на знакомство с одним из основателей союза, Василием Перовым. Соломаткин часто выпивал, скитался по трущобам, отказывался, если ему предлагали помощь с постоянным жильем. Писатель Николай Брешко-Брешковский вспоминал Соломаткина таким:
Его одевали, снабжали бельем, деньгами. Целыми неделями он скитался, пропадал неизвестно где, возвращаясь от одних приятелей, темных трущобных аборигенов, к другим, живущим в достатке, без гроша денег, босой, одетый чуть не в лохмотья.
О последних годах жизни Леонида Соломаткина известно в основном по воспоминаниям знакомых или по художественным текстам. Кроме Николая Брешко-Брешковского о нем писали художник Антон Ледаков и прозаик Илларион Федоров-Омулевский. Все мемуаристы описывали схожую картину: Соломаткин жил очень бедно, много пил, все хуже себя чувствовал. В своих воспоминаниях Антон Ледаков приводил слова самого художника:
«Умираю от пьянства — оглох, ослеп… как видишь, в чахотке… Еле ноги волочу… терплю нужду страшную… живу, где ночь, где день, — вот уже более десяти лет… Вот мое пропитание», — при последнем слове Л[еонид] И[ванович] вынул из рукава… бумагу… На ней было написано: «Прошу Вас оказать посильную помощь больному, не имеющему крова и никаких средств к существованию».
Леонид Соломаткин скончался в больнице для бедных 18 июня 1883 года. Его похоронили на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Главное изображение: Леонид Соломаткин. Фотография: rusmuseumvrm.ru
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна