Константин Трутовский

Годы жизни: 09 февраля 1826 - 29 марта 1893
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Константин Трутовский получил известность как книжный иллюстратор и график. Он создавал карандашные работы по мотивам произведений Николая Гоголя
, Тараса Шевченко
, Александра Пушкина
и Ивана Крылова
. А еще — писал картины, посвященные народной жизни. Одно из полотен, «Хоровод в Курской губернии», принесло Трутовскому звание академика Императорской Академии художеств
. А еще он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позже — устроился на работу в земство Обоянского уезда.

Карикатурист, друг Тургенева и Достоевского

Константин Трутовский. Конец XIX — начало XX века. Фотография: Государственный исторический музей, Москва
Константин Трутовский за работой. 1888. Фотография: Александр Зубчанинов / Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», село Абрамцево, Московская область
Константин Трутовский. До 1893 года. Фотография: М. Настюков / Из сборника писем Ивана Аксакова / Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, Санкт-Петербург / <a href=" https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005436819?page=68&amp;rotate=0&amp;theme=white" target="_blank" rel="noopener">rsl.ru</a>
Константин Трутовский родился 9 февраля (28 января по старому стилю) 1826 года в Курске, в дворянской семье. Детство он провел в родительском поместье на Слобожанщине, в Ахтырском уезде под Харьковом.
После смерти отца Трутовский попал в городской частный пансион, а в 1839 году поступил в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге, в котором учили военных топографов. Однажды на экзамене Константин Трутовский нарисовал карикатуры на директора и членов комиссии. Это заметили, картинки попали на стол руководству училища. Однако директор отметил мастерство будущего художника и приказал обеспечить его всем нужным — чтобы он мог заниматься живописью.
В училище Трутовский познакомился с молодым Федором Достоевским
. Тот привил приятелю вкус к отечественной литературе, в том числе к произведениям Николая Гоголя
. А Константин Трутовский создал самый ранний портрет писателя: он изобразил 26-летнего Достоевского, который только что написал «Бедных людей»
и прославился. Их дружба сохранилась на долгие годы. Также Трутовский сблизился с писателями Тарасом Шевченко
, Иваном Тургеневым
, Дмитрием Григоровичем.
Константин Трутовский. Портрет крестьянина (фрагмент). 1852–1853. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Константин Трутовский. Портрет Федора Достоевского (фрагмент). 1847. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Константин Трутовский. Автопортрет в жанровой композиции (фрагмент). 2-я половина XIX века. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
В 1845 году Константин Трутовский окончил Николаевское инженерное училище в чине подпоручика и стал там же преподавать архитектуру и живопись. Диплом и статус педагога позволили ему стать вольным слушателем Императорской Академии художеств
. Он посещал класс Федора Бруни, который учил исторической живописи. Однако молодой художник интересовался жанровыми картинами, творчеством Павла Федотова
 — его бытовыми и сатирическими работами. Официально Академию Трутовский не окончил.

«С жаром принялся я рисовать все, что попадалось на глаза»

Константин Трутовский. Помещик (фрагмент). 1853. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Константин Трутовский. Разъезд гостей (фрагмент). 1867. Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Владимир
Константин Трутовский. Возвращение с ярмарки (фрагмент). 1868. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
В 1849 году Константин Трутовский уехал из Санкт-Петербурга и вновь поселился под Харьковом, в родовом имении Поповка-Семеновка. В 1850-е годы художник часто бывал в еще одном семейном доме, в деревне Яковлевке Курской губернии. Он достался Трутовскому от умершей матери. Трутовский вышел в отставку, в Москве и Петербурге появлялся редко.
В Яковлевке Трутовский заинтересовался природой средней полосы, бытом Курской и Харьковской губерний. Он начал писать зарисовки из местной жизни — именно с ними художник изредка приезжал в столичные города. Трутовский так писал о своих занятиях в поместье: «С жаром я принялся рисовать все, что мне попадалось на глаза. <…> Я нахожу здесь то, что не даст мне ни одна Академия в мире».
Константин Трутовский. Слепой бандурист (фрагмент). 1862. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Трутовский. Через кладку (фрагмент). 1875. Национальный художественный музей Украины, Киев, Украина
Константин Трутовский. Свадебный выкуп (фрагмент). 1881. Национальный художественный музей Украины, Киев, Украина
В первой большой серии, акварелях для «Альбома сцен малороссийской жизни», Трутовский отобразил быт местных помещиков и крестьян. Среди работ были как повседневные эпизоды: «Помещик», «Приезд гостей», — так и иронические заметки о жизни в губернии, отношениях между хозяевами и их служащими. Серию приветствовал писатель Сергей Аксаков, друг и родственник художника. Однако петербургские критики приняли «Альбом» прохладно. В нем нашли «бойкость кисти», но цикл посчитали якобы незавершенным.
Константин Трутовский. «Раз вздумалось Петрусю…» Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы» (фрагмент). 1876. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, Рязань
Константин Трутовский. Грозная сожительница Черевика. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка» (фрагмент). 1875. Государственный исторический музей, Москва
Константин Трутовский, Владимир Маковский, Илларион Прянишников. Грозная сожительница Черевика. Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка» (фрагмент). 1875. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Также в 1850-е годы появились картины, которые Константин Трутовский написал маслом: «Сцена на ярмарке», «Слепой старик, обучающий мальчика игре на скрипке», «Свадебный выкуп». Эти работы рассказывали об обычаях российских и украинских селений. За полотна, посвященные народной жизни, Императорская Академия художеств в 1856 году присудила Трутовскому звание свободного (неклассного) художника.
В тот же период Константин Трутовский начал иллюстрировать книги. Он создавал рисунки к рассказам и повестям Николая Гоголя, среди них — «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и «В лунную ночь».

Академик Императорской Академии художеств

Константин Трутовский. Свидание (фрагмент). 1870. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина
Константин Трутовский. Переселенцы в Курской губернии (фрагмент). 1880-е. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Константин Трутовский. Хоровод в Курской губернии (фрагмент). 1860. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Трутовский вновь начал общаться с писателями, с которыми подружился в Николаевском инженерном училище, и стал посещать «пятницы» — встречи у петербургских художников в квартирах или в здании Биржи. На «пятницы» приходили маринисты Иван Айвазовский
и Алексей Боголюбов
, портретист Иван Соколов. Здесь художники обсуждали живопись, помогали друг другу советами, учили разным приемам. Трутовский завел новые знакомства и сблизился с коллегами Ивана Крамского
 — участниками только что образованной Художественной артели, предвестницы Товарищества художественных передвижных выставок.
Константин Трутовский. Иллюстрация к поэме Александра Пушкина «Русалка» (фрагмент). 2-я половина XIX века. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Константин Трутовский. Иллюстрация к поэме Тараса Шевченко «Наймичка» (фрагмент). 1868. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Константин Трутовский. Иллюстрация к поэме Александра Пушкина «Жених» (фрагмент). 1860-е. Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
После переезда в Петербург Константин Трутовский продолжил выезжать в родные места на лето. В украинских селениях он посещал ярмарки
, городские торжества и стоянки торговцев-чумаков — искал типы для картин, писал с натуры. В этот период появились поэтичные работы «Масленица на Украине» и «Свидание». А еще такие произведения, как «Переселенцы в Курскую губернию», в которых Трутовский показывал трудную жизнь крестьян.
В 1861 году одно из полотен, «Хоровод в Курской губернии», принесло Константину Трутовскому новое звание — академика Императорской Академии художеств. Спустя год «Хоровод» экспонировали на Всемирной выставке в Лондоне.
Константин Трутовский. Печальная история (фрагмент). 1880-е. Национальный музей Республики Бурятия, Улан-Удэ
Константин Трутовский. Выздоравливающая (фрагмент). 1880. Художественный музей им. Махарбека Туганова, Владикавказ
Константин Трутовский. Базар в провинции (фрагмент). 1870-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
В Петербурге Трутовский познакомился с живописцами-графиками Львом Жемчужниковым и Василием Тиммом. Карандашные работы художника появились в журнале «Русский художественный листок» — его издавал Тимм, — и в альбоме «Живописная Украина» Жемчужникова. Еще Трутовский иллюстрировал произведения Александра Пушкина
, Тараса Шевченко, Ивана Крылова
.
1860-е годы принесли новое увлечение. В это время Трутовский большую часть времени проводил в Петербурге, но заинтересовался деятельностью земств — органов самоуправления в российских губерниях — и устроился на работу в Обоянском уезде. Этот опыт Константин Трутовский тоже переносил на бумагу: изображал карандашом небольшие сценки, свидетелем которых становился.

Последние годы жизни Константина Трутовского

Константин Трутовский. Сельская учительница (фрагмент). 1883. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Константин Трутовский. Сбор недоимок (фрагмент). 1886. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань
Константин Трутовский. Помещики-политики (фрагмент). 1864. Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева, Иркутск
В 1870-х годах Трутовский поселился в Москве и устроился инспектором Училища живописи, ваяния и зодчества. Преподаватели и студенты ценили его: художник не устанавливал чрезмерно жесткую дисциплину, давал сотрудникам и ученикам возможность развиваться. Таким подходом училище отличалось от более формальной Императорской Академии художеств.
В Москве Константин Трутовский ближе познакомился с местными живописцами. Он подружился с Василием Перовым
, начал общаться с передвижниками и участвовал в их выставках — хотя официально к объединению не примкнул.
Константин Трутовский. Урок музыки. Сцена в хате (фрагмент). 2-я половина XIX века. Ульяновский областной художественный музей, Ульяновск
Константин Трутовский. Сбор на церковь (фрагмент). 1863. Запорожский областной художественный музей, Запорожье
Константин Трутовский. Девочка с сапкой (фрагмент). 2-я половина XIX века. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина
В 1874 году Трутовский работал над альбомом «Вечера на хуторе близ Диканьки» — большой серией иллюстраций к произведению Николая Гоголя. С ним трудились Иван Крамской, Владимир
и Константин
Маковские. Критики тех лет выделяли работы Трутовского среди остальных и отмечали их как одни из лучших в сборнике.
Спустя семь лет Трутовский ушел в отставку из Московского училища живописи, ваяния и зодчества и вновь уехал в семейное поместье, на этот раз в курскую Яковлевку. Здесь художник жил последние годы, лишь иногда бывая в Москве. Он много трудился в земстве, вступил в должность инспектора народных училищ. Художник оставил наблюдения о своей работе: «Приходится сталкиваться с земством, но оно до того опошлено здешним дворянством, что потеряло всякую нравственную физиономию, и потому я, если сталкиваюсь с ними, то по крайней необходимости».
Константин Трутовский. Странница (фрагмент). 1880. Симферопольский художественный музей, Симферополь, Республика Крым
Константин Трутовский. У кабака (фрагмент). XIX век. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Трутовский. Украина в прошлом (фрагмент). 1885. Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск
Параллельно Константин Трутовский продолжал писать картины — в основном на остросоциальные сюжеты. В 1880–90-х годах художник посвятил серию произведений сельским учительницам. Одну из графических работ на эту тему он снабдил комментарием для издателя журнала «Живописное обозрение»: «[Героиня] ежится от холода, сидя за столом, руки ее коченеют так, что она не может дописать начатого письма к своим далеким близким». В этот же период появились картины «Сбор недоимок в селе», «Рекрутское присутствие», «Больной». Константин Трутовский подчеркивал, в каком сложном положении подчас находятся крестьяне, которым не на кого рассчитывать в горе.
В 1890-е годы художник собирал средства для неимущих крестьян и занимался иллюстрацией. Константин Трутовский умер 29 марта 1896 года в своей деревне Яковлевке. Его похоронили в Богородицко-Знаменском мужском монастыре в Обояни.

Главное изображение: Андрей Бабицкий. Портрет Константина Трутовского (фрагмент). 1990. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна