Константин Трутовский

Годы жизни: 09 февраля 1826 - 29 марта 1893
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Константин Трутовский получил известность как книжный иллюстратор и график. Он создавал карандашные работы по мотивам произведений Николая Гоголя, Тараса Шевченко, Александра Пушкина и Ивана Крылова. А еще — писал картины, посвященные народной жизни. Одно из полотен, «Хоровод в Курской губернии», принесло Трутовскому звание академика Императорской Академии художеств. А еще он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а позже — устроился на работу в земство Обоянского уезда.

Карикатурист, друг Тургенева и Достоевского

Константин Трутовский родился 9 февраля (28 января по старому стилю) 1826 года в Курске, в дворянской семье. Детство он провел в родительском поместье на Слобожанщине, в Ахтырском уезде под Харьковом.
После смерти отца Трутовский попал в городской частный пансион, а в 1839 году поступил в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге, в котором учили военных топографов. Однажды на экзамене Константин Трутовский нарисовал карикатуры на директора и членов комиссии. Это заметили, картинки попали на стол руководству училища. Однако директор отметил мастерство будущего художника и приказал обеспечить его всем нужным — чтобы он мог заниматься живописью.
В училище Трутовский познакомился с молодым Федором Достоевским. Тот привил приятелю вкус к отечественной литературе, в том числе к произведениям Николая Гоголя. А Константин Трутовский создал самый ранний портрет писателя: он изобразил 26-летнего Достоевского, который только что написал «Бедных людей» и прославился. Их дружба сохранилась на долгие годы. Также Трутовский сблизился с писателями Тарасом Шевченко, Иваном Тургеневым, Дмитрием Григоровичем.
В 1845 году Константин Трутовский окончил Николаевское инженерное училище в чине подпоручика и стал там же преподавать архитектуру и живопись. Диплом и статус педагога позволили ему стать вольным слушателем Императорской Академии художеств. Он посещал класс Федора Бруни, который учил исторической живописи. Однако молодой художник интересовался жанровыми картинами, творчеством Павла Федотова — его бытовыми и сатирическими работами. Официально Академию Трутовский не окончил.

«С жаром принялся я рисовать все, что попадалось на глаза»

В 1849 году Константин Трутовский уехал из Санкт-Петербурга и вновь поселился под Харьковом, в родовом имении Поповка-Семеновка. В 1850-е годы художник часто бывал в еще одном семейном доме, в деревне Яковлевке Курской губернии. Он достался Трутовскому от умершей матери. Трутовский вышел в отставку, в Москве и Петербурге появлялся редко.
В Яковлевке Трутовский заинтересовался природой средней полосы, бытом Курской и Харьковской губерний. Он начал писать зарисовки из местной жизни — именно с ними художник изредка приезжал в столичные города. Трутовский так писал о своих занятиях в поместье: «С жаром я принялся рисовать все, что мне попадалось на глаза. <…> Я нахожу здесь то, что не даст мне ни одна Академия в мире».
В первой большой серии, акварелях для «Альбома сцен малороссийской жизни», Трутовский отобразил быт местных помещиков и крестьян. Среди работ были как повседневные эпизоды: «Помещик», «Приезд гостей», — так и иронические заметки о жизни в губернии, отношениях между хозяевами и их служащими. Серию приветствовал писатель Сергей Аксаков, друг и родственник художника. Однако петербургские критики приняли «Альбом» прохладно. В нем нашли «бойкость кисти», но цикл посчитали якобы незавершенным.
Также в 1850-е годы появились картины, которые Константин Трутовский написал маслом: «Сцена на ярмарке», «Слепой старик, обучающий мальчика игре на скрипке», «Свадебный выкуп». Эти работы рассказывали об обычаях российских и украинских селений. За полотна, посвященные народной жизни, Императорская Академия художеств в 1856 году присудила Трутовскому звание свободного (неклассного) художника.
В тот же период Константин Трутовский начал иллюстрировать книги. Он создавал рисунки к рассказам и повестям Николая Гоголя, среди них — «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и «В лунную ночь».

Академик Императорской Академии художеств

Трутовский вновь начал общаться с писателями, с которыми подружился в Николаевском инженерном училище, и стал посещать «пятницы» — встречи у петербургских художников в квартирах или в здании Биржи. На «пятницы» приходили маринисты Иван Айвазовский и Алексей Боголюбов, портретист Иван Соколов. Здесь художники обсуждали живопись, помогали друг другу советами, учили разным приемам. Трутовский завел новые знакомства и сблизился с коллегами Ивана Крамского — участниками только что образованной Художественной артели, предвестницы Товарищества художественных передвижных выставок.
После переезда в Петербург Константин Трутовский продолжил выезжать в родные места на лето. В украинских селениях он посещал ярмарки, городские торжества и стоянки торговцев-чумаков — искал типы для картин, писал с натуры. В этот период появились поэтичные работы «Масленица на Украине» и «Свидание». А еще такие произведения, как «Переселенцы в Курскую губернию», в которых Трутовский показывал трудную жизнь крестьян.
В 1861 году одно из полотен, «Хоровод в Курской губернии», принесло Константину Трутовскому новое звание — академика Императорской Академии художеств. Спустя год «Хоровод» экспонировали на Всемирной выставке в Лондоне.
В Петербурге Трутовский познакомился с живописцами-графиками Львом Жемчужниковым и Василием Тиммом. Карандашные работы художника появились в журнале «Русский художественный листок» — его издавал Тимм, — и в альбоме «Живописная Украина» Жемчужникова. Еще Трутовский иллюстрировал произведения Александра Пушкина, Тараса Шевченко, Ивана Крылова.
1860-е годы принесли новое увлечение. В это время Трутовский большую часть времени проводил в Петербурге, но заинтересовался деятельностью земств — органов самоуправления в российских губерниях — и устроился на работу в Обоянском уезде. Этот опыт Константин Трутовский тоже переносил на бумагу: изображал карандашом небольшие сценки, свидетелем которых становился.

Последние годы жизни Константина Трутовского

В 1870-х годах Трутовский поселился в Москве и устроился инспектором Училища живописи, ваяния и зодчества. Преподаватели и студенты ценили его: художник не устанавливал чрезмерно жесткую дисциплину, давал сотрудникам и ученикам возможность развиваться. Таким подходом училище отличалось от более формальной Императорской Академии художеств.
В Москве Константин Трутовский ближе познакомился с местными живописцами. Он подружился с Василием Перовым, начал общаться с передвижниками и участвовал в их выставках — хотя официально к объединению не примкнул.
В 1874 году Трутовский работал над альбомом «Вечера на хуторе близ Диканьки» — большой серией иллюстраций к произведению Николая Гоголя. С ним трудились Иван Крамской, Владимир и Константин Маковские. Критики тех лет выделяли работы Трутовского среди остальных и отмечали их как одни из лучших в сборнике.
Спустя семь лет Трутовский ушел в отставку из Московского училища живописи, ваяния и зодчества и вновь уехал в семейное поместье, на этот раз в курскую Яковлевку. Здесь художник жил последние годы, лишь иногда бывая в Москве. Он много трудился в земстве, вступил в должность инспектора народных училищ. Художник оставил наблюдения о своей работе: «Приходится сталкиваться с земством, но оно до того опошлено здешним дворянством, что потеряло всякую нравственную физиономию, и потому я, если сталкиваюсь с ними, то по крайней необходимости».
Параллельно Константин Трутовский продолжал писать картины — в основном на остросоциальные сюжеты. В 1880–90-х годах художник посвятил серию произведений сельским учительницам. Одну из графических работ на эту тему он снабдил комментарием для издателя журнала «Живописное обозрение»: «[Героиня] ежится от холода, сидя за столом, руки ее коченеют так, что она не может дописать начатого письма к своим далеким близким». В этот же период появились картины «Сбор недоимок в селе», «Рекрутское присутствие», «Больной». Константин Трутовский подчеркивал, в каком сложном положении подчас находятся крестьяне, которым не на кого рассчитывать в горе.
В 1890-е годы художник собирал средства для неимущих крестьян и занимался иллюстрацией. Константин Трутовский умер 29 марта 1896 года в своей деревне Яковлевке. Его похоронили в Богородицко-Знаменском мужском монастыре в Обояни.

Главное изображение: Андрей Бабицкий. Портрет Константина Трутовского (фрагмент). 1990. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна