Галина Польских
Родилась: 27 ноября 1939 (84 года)
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Актер театра
Содержание
Еще в студенческие годы Галина Польских стала известной актрисой. Она прославилась благодаря своей первой роли — школьницы Тани Сабанеевой в драме «Дикая собака динго». Ее игра впечатлила даже итальянского режиссера Федерико Феллини. Всего же актриса снялась почти в 200 фильмах и сериалах, среди которых «Я шагаю по Москве», «Журналист», «Тени исчезают в полдень».
«Ты, главное, Галя, учись»
Галина Польских родилась 27 ноября 1939 года в Москве. Ее отец, Александр Польских, погиб на фронтах Великой Отечественной войны в 1942 году. А мать, Зоя Польских, вскоре тяжело заболела. В 1947 году она умерла, и будущая актриса осталась сиротой. Ее должны были отдать в детский дом, но соседи Польских по коммунальной квартире нашли бабушку Галины, тогда живущую в Беларуси. Ради внучки она переехала в Москву. Семья жила бедно, бабушка работала уборщицей. Позднее Галина Польских рассказывала в интервью «Аргументам и фактам»: «Воспитывала меня бабушка, и каждую копейку тратила на меня. «Ты, главное, Галя, учись», — часто говорила мне она».
Уже в школе Польских решила стать актрисой. Она вспоминала: «Мне казалось, что у всех артистов красивая жизнь. А мне так хотелось помочь бабушке. <…> Но думаю, что актрисой я стала не случайно. Играя, я заполняла страшную пустоту в своей жизни, жила в воображаемом мире».
В 1959 году Галина Польских поступила на актерский факультет ВГИКа, в мастерскую Михаила Ромма. Через год она перевелась на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой: «Декан заявил: «Подумай серьезно!» У Ромма ты актрисой не будешь. Ромм в большей мере режиссерский педагог. Я долго думала, сомневалась и в итоге перешла к Сергею Герасимову». Вместе с Галиной Польских учились Жанна Прохоренко, Сергей Никоненко, Николай Губенко и Лидия Федосеева-Шукшина.
Фильмы Галины Польских: «Я шагаю по Москве», «Журналист», «Дикая собака динго»
В кино Галина Польских начала сниматься еще на первых курсах ВГИКа. Ее дебютной ролью стала школьница Таня Сабанеева в драме Юлия Карасика «Дикая собака динго». В газете «Советская культура» об актрисе писали: «В работе Галины Польских иногда ощутимы пустые места, в которых проступает душевная вялость и скованность. <…> Но великолепно сыграны трудные сценки общения Тани с неодушевленным миром: поклоны иве, игра с лунным лучом и глобусом выглядят органично и настолько естественно, что комбинированные съемки, примененные в этих эпизодах, кажутся совершенно лишними, а временами — попросту уступкой плохому вкусу. Но лучше всего Галя Польских читает стихи…»
На Международном кинофестивале детских фильмов в Венеции в 1962 году лента получила главный приз — «Льва святого Марка» — и премию «Золотая ветвь» Национального центра фильмов для юношества. На церемонии награждения игру Польских похвалил лично итальянский режиссер и сценарист Федерико Феллини. Актриса даже побывала у него в гостях. Режиссер предложил Польских сняться в нескольких своих фильмах. Она отказалась: не хотела уезжать из СССР.
После «Дикой собаки динго» Польских стала сниматься часто. В 1964 году она вновь получила главную роль. Актриса сыграла продавщицу грампластинок Алену в фильме «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии. Еще на эту роль пробовалась Наталья Селезнева, но худсовет «Мосфильма» все же выбрал Польских. Кроме нее в фильме снялись Никита Михалков, Алексей Локтев, Евгений Стеблов. Михалков позднее вспоминал: «Для меня эта картина была как сон золотой. Мы ее спели, как песню. Ни труда я не чувствовал, ни тяжести. Мы приходили, шутили и потом уходили — оказалось, что съемочный день закончился. То есть, как спелась эта картина, так она и получилась».
Фильм стал очень популярен: его показали на нескольких советских и международных кинофестивалях. На Международном техническом конкурсе фильмов УНИАТЕК в Милане оператор «Я шагаю по Москве» Вадим Юсов получил приз «за высокое качество фотографии и прекрасное движение камеры в соответствии с сюжетом фильма».
Следующая известная работа Галины Польских — мелодрама «Журналист». Сценарий этого фильма специально для актрисы написал Сергей Герасимов. В интервью «Аргументам и фактам» она позднее рассказывала: «Эта роль просто списана с меня. Отсюда и достоверность характера. В каждом кадре я чувствовала, где правда, где нет, и то, что было пережито в жизни, очень мне помогло». Фильм стал одним из лидеров кинопроката в 1967 году. Его посмотрело более 27 миллионов зрителей.
Кроме фильмов Польских снималась и в советских сериалах. Она играла в саге «Тени исчезают в полдень». Фильм рассказывал о жизни небольшой сибирской деревни Зеленый Дол с начала XX века до 1970-х годов. Артистка исполнила роль Клавдии Морозовой. Писатель Федор Раззаков вспоминал: «Премьера сериала «Тени исчезают в полдень» состоялась в феврале 1972 года и вызвала такой ажиотаж, какой редко выпадал на долю советских сериалов: улицы огромной страны буквально безлюдели во время его показа. Естественно, и актеры, исполнявшие в нем любые роли… тут же оказывались на слуху у всех. А у Польских роль была не маленькая, да и по своей драматургии достаточно колоритная. Тяжелая женская доля ее героини трогала сердца миллионов людей, вне зависимости от их возрастов».
Польских снялась и в других многосерийных фильмах тех лет — драме «Дни хирурга Мишкина», военных киноэпопеях «Фронт за линией фронта» и «Фронт без флангов». За эти работы в 1978 году актриса получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Еще Польских исполнила роль начальницы Галины Аркадьевны в двухсерийной комедии «По семейным обстоятельствам». Вместе с Фрунзиком Мкртчяном актриса сыграла семейную пару в мелодраме «Суета сует».
Была одна проблема в работе с этим замечательным актером [Фрунзе Мкртчяном]. Что бы он ни делал, был изначально смешон. Иногда настолько, что группа не могла работать. Я говорю: «Мотор!» — и из-под одеяла рядом с Галей Польских должен появиться заспанный Борюся, герой Мкртчяна. Но из-под одеяла — долго, гнусаво и абсолютно самостоятельно — выползает… легендарный нос Фрунзика, а уж потом остальное тело. Галя Польских смеется, за ней вся группа. Я кричу: «Стоп!» Следующий дубль — то же самое. Группа уже отворачивается к стене, чтоб Галя не видела наши лица. Ничего не помогает. У всех смешливая истерика. Галя сползает на пол… За ней — вся группа корчится в смехе. Тринадцать дублей! Только когда уже челюсти свело от смеха, когда были выплаканы все смешливые слезы, дубль удалось заснять.
Режиссер Алла Сурикова о съемках мелодрамы «Суета сует»
В 1979 году Галине Польских присвоили звание народной артистки РСФСР.
В 1980-х актриса снялась еще более чем в 20 картинах. В это время Польских впервые сыграла отрицательного персонажа — преступницу-рецидивистку в детективе «Ночное происшествие».
Личная жизнь: «Увлечение было, любовь была и прочее, а в семье мы не смогли»
Со своим первым мужем — режиссером Фаиком Гасановым — Галина Польских познакомилась, когда училась во ВГИКе. Актриса тогда только поступила на первый курс, а он уже перешел на третий. Польских вспоминала: «Умный, начитанный. Ухаживал очень красиво. Ночевал на лестнице в моем подъезде, чтобы утром ехать со мной в институт. А потом пришел к бабушке, попросил моей руки. Пока я спала, измерил потихоньку размер моего пальца, купил два обручальных кольца…»
В 1960 году Польских и Гасанов поженились. Через несколько месяцев после свадьбы у них родилась дочь Ирада.
Брак Польских и Гасанова продлился недолго. В 1965 году Гасанов погиб — попал под трамвай.
Вторым супругом Галины Польских стал режиссер Александр Сурин. С ним актриса познакомилась на съемках картины «Баллада о комиссаре». В 1967 году они поженились, но вместе прожили всего несколько месяцев. В браке родилась дочь Мария. Польских вспоминала:
Это были съемки в Ялте. Вроде бы и морской, курортный роман, вроде бы и служебный роман. Он в итоге закончился рождением дочери Маши. Но… лучше б он остался просто романом… Это очень сложно объяснить. Ведь увлечение было, любовь была и прочее, а в семье мы не смогли. Непонятно…
Старшая дочь Польских, Ирада Гасанова, окончила киноведческий факультет ВГИКа и стала режиссером. А младшая, Мария Сурина, училась в Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы (сейчас — Российский университет дружбы народов). Она занялась бизнесом.
«Нельзя отвыкать работать, нужно оставаться в профессии»
В 1990-х Галина Польских стала сниматься реже. Ее единственной главной ролью в эти годы стала роль жительницы хутора Катерины Ивановны в драме «Любить по-русски». Режиссер Евгений Матвеев вспоминал: «На роль Катерины сразу увидел Галину, почувствовал и даже привык к ней, еще не сообщив никому о своем намерении. Мощная натура. Актриса, способная до краев наполнять себя чувствами и не выплескивать их по пустякам. В ансамбле исполнителей она должна стать олицетворенным корнем крестьянской жизни, воплощенной ее мудростью».
Еще Польских много играла в сериалах, среди которых «Петербургские тайны» — экранизация романа «Петербургские трущобы» Всеволода Крестовского. Актриса исполнила роль акушерки Эльзы Францевны. Она сыграла и в одном из первых российских ситкомов — комедии «Клубничка» о владельцах небольшого кафе.
В 2000-х Польских начала получать все больше приглашений в сериалы. Она снималась в картинах «Граница: Таежный роман», «Контригра», «Ранетки». В экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» актриса исполнила сразу три роли. Она сыграла сестер-близняшек Серафиму, Екатерину и Полину Микулицыных.
Еще Галина Польских участвовала в антрепризных постановках: сыграла в спектаклях «Держись, Голливуд!», «Последняя попытка», «Динь-динь». Она вспоминала: «Со студенческой скамьи я снималась в кино, много работала, всегда были предложения, а театр я особо и не любила. Но сейчас все бросились в антрепризу. <…> И вот когда антреприза поднялась на достойный уровень, я решила попробовать».
Сейчас Польских продолжает сниматься в кино. Артистка рассказывала в интервью газете «Эфир»: «Нельзя отвыкать работать, нужно оставаться в профессии. Мне нравится быть востребованной. Хочется еще многое успеть, и желание получить хорошую, настоящую роль не пропадает». Среди ее последних работ — фильмы «Спасите Колю!», «Опасные каникулы», сериалы «Мама», «Анатомия убийства».
Смотрите также