Александр Хочинский
Годы жизни: 29 февраля 1944 - 11 апреля 1998
Страна: СССР
Сфера деятельности: Актер кино, Художественный руководитель, Актер театра
Содержание
Александр Хочинский буквально вырос в театре: мать и отчим были артистами и часто брали его на репетиции. Вскоре после прихода в Ленинградский ТЮЗ он стал не только ведущим актером, но и сам поставил спектакль — «Кошка, которая гуляет сама по себе». В его фильмографии немного крупных ролей: самые известные — в картинах «Бумбараш» и «Женщина, которая поет». Хочинский прославился как бард. Он написал музыку к ленте «Три ненастных дня», а также записал песни для фильмов «Эскадрон гусар летучих» и «Грустить не надо».
Любовь к театру по наследству: детство и учеба в театральной студии
Александр Хочинский родился в Новосибирске. Его родители, на тот момент студенты Ленинградского театрального института, были там в эвакуации. Обратно в Ленинград семья смогла вернуться только в 1945 году. Отец, Юрий Хочинский, стал солистом эстрадного оркестра Ленинградского радиокомитета, много гастролировал по Советскому Союзу и записывал пластинки. Мать, Людмила Красикова, устроилась актрисой в Ленинградский театр юных зрителей (сегодня — ТЮЗ им. А.А. Брянцева). Когда сыну было четыре года, отец покончил с собой: 23-летнему Юрию Хочинскому поставили неизлечимый диагноз. Как выяснилось позже, ошибочный. Через несколько лет мать вышла замуж во второй раз. Ее избранником стал партнер по сцене, известный актер Рэм Лебедев. Вскоре у них родилась дочь Елена.
Александр Хочинский с детства был знаком с атмосферой театра: чтобы не оставлять его одного дома, родители брали мальчика с собой на спектакли и репетиции. Он видел, как готовили спектакли, играл с реквизитом в гримерной — примерял парики, прятался под декорациями. В 1951 году Хочинский пошел в знаменитую школу №222, в прошлом «Петришуле», — одно из старейших учебных заведений России, основанное еще в 1709 году. Он не был отличником: в дневнике появлялись и четверки, и тройки. Александр Хочинский любил большие компании и много времени проводил с друзьями, сам научился играть на гитаре и в свободное время пробовал сочинять песни. После уроков занимался в школьном театре и участвовал во всех праздничных постановках. В старших классах он решил стать актером, других вариантов даже не рассматривал. И после окончания школы в 1961 году начал заниматься в драматической студии для начинающих артистов при Театре юного зрителя. Однако поступил Хочинский туда с трудом. На прослушивании он получил четверку «за музыкальность» и в результате не попал в список студентов. Тогда мать, ведущая артистка Ленинградского ТЮЗа, настояла на повторном вступительном экзамене.
На первом курсе студенты учили основы актерского мастерства, сценического движения и речи, а на третьем уже играли небольшие роли в репертуарных спектаклях ТЮЗа. Для Александра Хочинского это было легко: большинство постановок ему были знакомы с детства. В 1964 году в качестве дипломной работы он сыграл Спальника в «Коньке-горбунке», и его сразу же приняли в труппу театра. Артист Николай Иванов вспоминал: «Если мы были мальчишки с улицы, то он вырос в актерской семье, в доме, в котором бывало много интересных людей. Он получил замечательное воспитание, его вырастили интеллигентом. Поэтому он привлекал к себе всеобщее внимание». Однако 20-летнему Хочинскому не удалось сыграть даже дебютный спектакль: вскоре после того, как он приступил к репетициям, его на три года призвали в армию. Служить отправили в Выборг. Через несколько месяцев он стал заведовать отделом самодеятельности и проводить в части концерты.
Песни, роли и учеба: путь к всесоюзной славе
В 1967 году Александр Хочинский демобилизовался и вернулся в Ленинградский ТЮЗ. Параллельно он решил получить высшее образование и поступил на заочное отделение Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (сегодня — Российский государственный институт сценических искусств). Днем актер репетировал, вечером играл небольшие роли в спектаклях, а ночью садился за учебники. Сразу после возвращения из армии он подал фотографию и анкету на киностудию «Ленфильм». Приглашение на пробы пришло через несколько недель: Хочинского звали сыграть эпизод в картине о Гражданской войне «В огне брода нет» и в детективе про фашистского провокатора «Особое мнение». Актера одобрили на роли в обоих фильмах, в конце 1967 года они вышли на экран.
Сначала режиссер Ленинградского ТЮЗа Зиновий Корогодский давал молодому актеру только небольшие роли — в спектаклях «Наш, только наш», «Наш цирк», «Гибель эскадры». У Александра Хочинского не было амплуа, он был универсальным артистом, который мог играть разных персонажей. В 1970 году актер окончил институт, и теперь мог полностью сосредоточиться на театре. Вскоре Хочинского одобрили на главную роль Дюшки Тягунова в постановке «Весенние перевертыши» — он должен был сыграть мальчика, который резко взрослеет с приходом весны.
В Ленинградском ТЮЗе артист познакомился с Виктором Федоровым. Они подружились: оказалось, оба хорошо играли на гитаре и исполняли бардовские песни. Актеры решили петь дуэтом, и вскоре стали завсегдатаями знаменитого кафе-клуба «Восток», где выступали Владимир Высоцкий, Евгений Клячкин, Борис Полоскин. Послушать их приезжали со всего города. На творческих вечерах артисты исполняли песни Александра Городницкого, Новеллы Матвеевой и Булата Окуджавы. В 1971 году Александр Хочинский снялся в советском музыкальном фильме «Бумбараш» по мотивам произведений Аркадия Гайдара. Он сыграл красногвардейца Левку Демченко, который борется с бандами во время Гражданской войны. В фильме артист спел песню Юлия Кима «Журавль по небу летит» и «Марш четвертой роты». Картина принесла Александру Хочинскому известность: композиции ставили на радио, а спектакли с участием актера собирали полные залы. Через несколько месяцев по приглашению режиссера Надежды Кошеверовой он записал на студии вступительную и заключительную песни для фильма-сказки «Тень».
В начале 1970-х годов Александр Хочинский стал получать более серьезные роли в театре. Он играл князя Курбского, чуть позже царя в «Борисе Годунове», Гамлета в одноименной постановке по Шекспиру. Участвовал в постановках «За все хорошее — смерть», «Открытый урок», «Тени». После репетиций шел на съемочную площадку: больших ролей в кино у него не было, но Хочинский много снимался в эпизодах. В 1974 году с ним вышел фильм «Рассказы о Кешке и его друзьях», спустя год — музыкальная комедия «Ар-хи-ме-ды!» и драма «Воздухоплаватель», а в 1976 году — сериал о советской милиции «Рожденная революцией».
«На людях они были два влюбленных голубка»: личная жизнь актера
Александр Хочинский был женат трижды. Со своей первой супругой, Ириной Асмус актер познакомился в драматической студии при ТЮЗе. До этого девушка работала в цирке эквилибристкой, но получила травму и по настоянию родителей сменила профессию на более безопасную. Хочинский и Асмус поженились в начале 1960-х годов, однако прожили недолго: супруга не дождалась его из армии. Через несколько лет Ирина Асмус прославилась как клоунесса Ириска из развлекательной передачи «АБВГДейка».
Второй женой актера стала известная художница Марина Азизян. Она рисовала декорации к одному из спектаклей ТЮЗа и встретилась с Хочинским в коридоре театра. Их брак длился два года: артист любил большие шумные компании и иногда ночами не приходил домой. Сестра актера Елена Лебедева говорила в интервью изданию «Смена»: «По натуре Саша был цыган, кочевник. Человек без дома. Вдруг ни с того ни с сего сядет в электричку и едет до конечной станции и обратно».
С Антониной Шурановой, третьей супругой, Александр Хочинский был знаком с самого первого дня в труппе ТЮЗа. Они хорошо общались, помогали друг другу готовиться к роли и часто ходили в гости друг другу семьями — актер был женат на Асмус, Шуранова тоже была замужем. Отношения изменились, когда Хочинский вместе с артисткой начали ставить спектакль «Кошка, которая гуляет сама по себе». Шуранова вспоминала: «Во время этой работы мы как-то очень сблизились. И вот однажды так получилось, что я собрала сумку самых необходимых вещей и из своего семейного дома ушла к Саше в коммуналку. <…> А с приходом в Сашину коммуналку началась самая счастливая полоса моей жизни». Они были знакомы 14 лет, но поженились только в 1976 году. Актеры были вместе дома и на сцене. Артист Николай Иванов говорил: «На людях они были два влюбленных голубка. Это ощущалось, ловилось по взглядам. Он пел на сцене, и в какой-то момент ему нужно было посмотреть на Тоню — а она вся расцветала, растворяясь в том, что делает Саша. Это была семья двух умных, талантливых людей». Про их отношения сняли документальный фильм «Леди и бродяга».
Съемки с Пугачевой
Зиновий Корогодский давал актерам Ленинградского ТЮЗа полную творческую свободу: они могли предложить идею собственного спектакля и сами его поставить. В 1977 году Александр Хочинский вместе с Антониной Шурановой поставили на сцене сказку Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе». Главные роли, первобытного мужчину и женщину, играли они же. Параллельно актер репетировал спектакль Корогодского «На два голоса», который объединил отрывки из произведений знаменитых писателей: Александра Вампилова, Александра Володина, Людмилы Петрушевской и Валентина Распутина.
В сентябре 1978 года Александра Хочинского пригласили приехать на кинопробы в столицу. На «Мосфильме» снимали фильм о жизни эстрадной певицы «Женщина, которая поет» и искали актера на роль ее мужа. Претендентов было двое: на прослушивание режиссер Александр Орлов пригласил и артиста Олега Янковского. Выбор сделали в пользу Хочинского, причем на решение повлияла главная звезда фильма Алла Пугачева. Певица не была знакома с актером лично, но помнила его по картине «Бумбараш», которую очень любила.
Премьера ленты «Женщина, которая поет» прошла в 1979 году. Картина сразу же заняла первое место в прокате по итогам года, а позже стала 27-й по посещаемости за всю советскую историю. В этом же году в кинотеатрах показывали еще один фильм с участием Александра Хочинского — «По данным уголовного розыска». Там он сыграл сержанта Красной армии, который работал под прикрытием и помог поймать криминального авторитета.
Актер успевал заниматься и музыкой. Хочинский написал мелодии к детективному фильму «Три ненастных дня», а также исполнил за кадром песни в фильмах «Эскадрон гусар летучих» и «Грустить не надо». В 1980 году он стал заслуженным артистом РСФСР.
В начале 1980-х годов в ТЮЗе Корогодский поставил сразу несколько спектаклей с участием Александра Хочинского: «Балладу о славном Бильбо Бэггинсе» по Джону Толкину, «Нетерпение» и «Без страха и упрека». В дуэте с женой актер играл в «Филумене Мартурано», где он исполнил роль легкомысленного героя-любовника Доменико Сориано. Этот спектакль оказался последним из театральных работ Александра Хочинского и Антонины Шурановой в Ленинградском ТЮЗе. В 1987 году они уволились.
Мечты о «Глобусе» и последние фильмы Александра Хочинского
Актеры остались без работы. Сестра Александра Хочинского Елена Лебедева вспоминала: «Жили они тяжело, друзья их поддерживали, конечно. Уже дошло до того, что Тоня стала лепить из воска какие-то розочки, чтобы наклеить в какой-то кооператив. Когда Хочинский это увидел, он был в ярости. Он сказал: «Ты народная артистка! Ты, что с ума сошла?» Актер давал концерты в барах и клубах, изредка играл в театре-студии «Интерателье». Там он поставил моноспектакль по произведениям Александра Володина «Оптимистические записки». Хочинский вспоминал: «В мой моноспектакль потом подключился и сам Александр Моисеевич [Володин]. Сначала он сидел в зрительном зале, а потом я приглашал, точнее — провоцировал его выйти на сцену. И на эстраде появлялись двое… Один из них автор — настоящий, подлинный, а второй — артист, который играет этого автора. Володин всегда был непредсказуем».
Деньги приносили и съемки в кино. В 1989 году Александр Хочинский получил главную роль в фильме «Когда мне будет 54 года». Он сыграл друга главной героини — машинистки Лиды, которая одна воспитала младшего брата и дочь. В 1991 году актера приняли в штат киностудии «Ленфильм», а уже спустя год он снялся в картине «Генерал» о военачальнике времен Великой Отечественной войны Александре Горбатове.
В 1991 году Зиновий Корогодский открыл в Ленинграде Театр поколений. Преподавать в драматической студии при учреждении режиссер попросил своих бывших учеников — Александра Хочинского и Антонину Шуранову. Однако этого актеру было недостаточно. Вскоре он решил создать свой театр «Глобус», название которого отсылало бы к Шекспиру, но ничего не вышло. В стране был кризис, и найти помещение, платить сотрудникам, заказывать декорации было непосильно дорого. В этот период Хочинский принимал любые предложения в кино. В 1993 году артист сыграл в картинах «Романс о Санта Крусе» и «Юноша из морских глубин», а спустя год на экранах появилась кинолента «Жизнь и приключения семерых друзей».
В конце 1990-х Александра Хочинского пригласили в Театр сатиры на Васильевском острове. Режиссер театра Ахмат Байрамкулов ставил пьесу Генрика Ибсена «Призраки». Он вспоминал: «Я перепробовал очень много артистов на эту роль и понял, что этот тяжеловесный текст Ибсена, эти огромные монологи может одолеть, опоэтизировать только Александр Юрьевич». Главная женская роль спектакля должна была достаться Антонине Шурановой. Однако сыграть постановку в таком составе не получилось. 11 апреля 1998 года Александр Хочинский умер. Причиной смерти стала остановка сердца.
После смерти актера клуб «Восток» выпустил кассеты с песнями в его исполнении. Туда вошли композиции «Журавль по небу летит», «Ах, как долго едем», «Жуткое столетие», а также романсы «Когда я вернусь», «Не пробуждай воспоминаний» и другие.
Смотрите также