Старообрядческие духовные стихи русского населения Свердловской области
В народной терминологии духовные стихи называются стихами, а по отношению к письменным музыкально-поэтическим текстам употребляется также наименование стихословия поéмые.
География бытования данного жанра в уральской традиции весьма обширна: по предварительным наблюдениям, она охватывает территорию Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Пермского края.
Все уральские духовные стихи являются музыкально-поэтическими текстами позднего стилевого слоя. Генетическим родством жанра с церковной культурой обусловлена его высокая оценка в старообрядческой среде.
Ведущая категория исполнителей уральских старообрядческих духовных стихов — взрослые и пожилые мужчины и женщины. Для духовных стихов, ориентированных на стилистику знаменной монодии и исполняемых сольно, характерны напевная речитация и «клиросная» манера пения (заимствование из сферы культовой музыки). Устные Песенные стихи устной традиции поются многоголосно и по стилистике близки поздним лирическим песням.
Старообрядческие стихи Свердловской области делятся на письменные и устные. Первая группа стихов, содержательно и стилистически связанных с православной культурой, существует в письменной традиции, причем записываются и тексты, и напевы. Для фиксации мелодий используются два вида нотации — крюковая, принятая в древнерусском певческом искусстве, и «солевая», связанная с системой относительной сольмизации, которая широко применялась в практике партесного многоголосного пения[1]. Стихи второй группы имеют главным образом песенно-фольклорные интонационные истоки. Их мелодии усваиваются «по напевке», а записываются обычно только поэтические тексты; возможна и устная передача всего стиха[2].
По тематике стихи восходят к сюжетам книг Ветхого (Аудио 03, 10) и Нового заветов, апокрифических сказаний и легенд, старообрядческой книжности. Наиболее популярны стихи о страстях Христовых, блудном сыне, Иосифе прекрасном, Адаме, изгнанном из рая, потопе, Страшном Суде, деятелях церковного раскола, о христианских добродетелях, бренности земного бытия и т. п.
В поэтической образности и стихотворно-музыкальном стиле стихов объединяются принципы древнерусской и фольклорной традиций. Ассимиляцией различных истоков вызвана стилистическая неоднородность старообрядческих стихов. Для основной части письменных текстов характерно силлабическое «виршевое» стихосложение, в своих истоках восходящее к кантам (типичные формулы таких стихов — 6+5, 6+6, 7+6, 8+6, 8+8 слогов и др. с преобладанием парной рифмовки построений). В ряде музыкально-поэтических текстов такого рода, бытующих в разных центрах уральской старообрядческой культуры, встречаются тексты со сложными строфами как в кантах. Такие строфы состоят из нескольких пар рифмованных полустиший и одного «свободного» (незарифмованного) построения.
Для устных песнопений наиболее характерны силлабо-тонические стихи с перекрестной рифмовкой построений, родственные городской песенной поэзии. Как и во многих фольклорных жанрах позднего формирования, в устных духовных стихах широкое распространение получает поэтическая формула 8+7 слогов, сочетающаяся с третьим пеоном (четырехсложная стопа с ударным третьим слогом), и типовые для фольклора варианты ее ритмизации. Среди других употребительных силлабо-тонических форм следует назвать четырехстопные хорей, ямб, дактиль, амфибрахий.
Каждой группе стихов присущ свой мелодический стиль. Интонационный строй песнопений письменной традиции обусловлен заимствованиями из двух жанровых сфер. Одна из них — знаменный распев. В стихах используются обороты, встречающиеся в погласицах, которые содержат, по наблюдениям М.Г. Казанцевой, «характерные начальные и конечные попевки, восхождение к определенной мелодической опоре и закрепление ее путем опевания».С церковной монодией связан также обычай петь некоторые стихи на гласы[3]. Кант, из которого черпаются не только отдельные интонации, но и целые мелодии, — это вторая сфера интонационных заимствований[4]. Политекстовые мелодии в этой группе стихов нам не известны. Под влиянием догмата веры, который предписывает старообрядцам монодийное пение, в письменных песнопениях в качестве нормы утверждается сольное исполнение.
Особенностью устных стихов является наличие политекстовых напевов (на каждый из них распевается несколько поэтических текстов). Их мелодика, восходящая к интонационной сфере народных лирических песен позднего стилевого слоя, малораспевна, имеет обычно волновой либо зигзагообразный рисунок (Аудио 01–10). Напевы устных стихов, подобно фольклорным напевам, варьируются. Довольно часто они исполняются многоголосно: поются в унисон с незначительными расхождениями голосовых линий (Аудио 01–03).
Все рассматриваемые духовные стихи интонируются негромко, мягким звуком в умеренном темпе.
Если говорить о локальной специфике старообрядческих духовных стихов, то она по-разному обнаруживает себя в письменных и устных музыкально-поэтических текстах. Менее ощутима она в стихах письменной традиции в силу их тесной связи с канонизированной культовой певческой практикой. Что касается устных стихов, опирающихся на закономерности фольклорного вокального творчества, то в них локальные особенности выражены достаточно ярко. По музыкальной стилистике различаются стихи земледельческих территорий (Зауралье Курганской обл.) и горнозаводских очагов (Екатеринбург, Невьянск, Нижний Тагил, Челябинск — с окрестностями и др.). В земледельческих зонах очевидна интонационная связь стихов с традиционной и особенно с поздней народно-песенной лирикой, нередко они поются многоголосно в манере, присущей местным проголóсным (протяжным) песням.
На избранной территории духовные стихи, как правило, исполняются в бытовой (внебогослужебной) обстановке и не имеют строгой временной приуроченности. Распространена практика их пения в посты. В других старообрядческих центрах Урала (например, в Шалинском районе Свердловской области) известны случаи функционирования некоторых стихов в качестве рождественских поздравительных песен. Показательно, что такие песни зачастую завершаются типичной для колядок формулой — требованием вознаграждения. В Зауралье (Курганская обл.), по предварительным наблюдениям М.Г. Казанцевой — исследователя музыкальноготворчестваместных старообрядцев, «стихи замещали обрядовые и трудовые песни, звучали на свадьбах, покосах, поминальных обедах и панихидах, «и прочих вечеринах», в перерывах между службами, во время паломничества к святым местам и могилам и просто в те редкие минуты, когда можно было посидеть и отдохнуть»[5].
[1] Изучению «стихословий поемых» с чертами партесного стиля посвящена статья автора этих строк: Калужникова Т.И. Кант «Буря море раздымает» в уральских старообрядческих сборниках // Вопросы истории культуры: сб. ст. Екатеринбург, 1997. Вып. 1. С. 57–67.
[2] См.: Казанцева М.Г. Взаимодействие профессиональной и народнопесенной традиций (на материале старинных стихов) // Фольклор Урала. Фольклор городов и поселков: межвузовский сб. науч. трудов / Отв. ред. В.П. Кругляшова. Свердловск, 1982. С. 142; Казанцева М.Г., Коняхина Е.В. Музыкальная культура старообрядчества. Глава VII.
[3] Казанцева М.Г. Взаимодействие профессиональной и народнопесенной традиций (на материале старинных стихов) // Фольклор Урала. Фольклор городов и поселков: межвузовский сб. науч. трудов / Отв. ред. В.П. Кругляшова. Свердловск, 1982. С. 143.
[4] Калужникова Т.И. Кант «Буря море раздымает» в уральских старообрядческих сборниках // Вопросы истории культуры: сб. ст. Екатеринбург, 1997. Вып. 1. С. 57–67.
[5] Казанцева М.Г., Коняхина Е.В. Музыкальная культура старообрядчества: учеб. пособие. Екатеринбург, 1999. С. 72.