Псковская традиция игры на гуслях
В ходе фронтальных комплексных экспедиций Санкт-Петербургской государственной консерватории под руководством А.М. Мехнецова в 1980–1990-х годах на территории Псковской области была записана игра около 60 гусляров из Гдовского, Печорского, Палкинского, Пыталовского, Красногородского, Островского, Опочецкого, Порховского, Пушкиногорского, Струго-Красненского, Себежского, Великолукского районов. В ранних публикациях содержатся также сведения о 8 гуслярах и нотации наигрышей из Струго-Красненского, Псковского, Гдовского, Палкинского районов. В 1980-х годах основной центр традиции располагался в Красногородском, Островском, Опочецком районах, где было записано 35 гусляров.
Богатство и уникальность псковских гусельных традиций состоит в том, что в них представлены образцы игры как на малострунных (7–12 струн) крыловидных гуслях с долблёным корпусом, так и на усовершенствованных многострунных (от 14 до 30 струн, нередко двухрядных) инструментах, по конструкции подобных безгрифной цитре или фабричным треугольным гуслям «Прима». Ранее в Псковской области гусли изготавливались мастерами-любителями и самими музыкантами, в одном районе бытовало несколько типов конструкции инструмента.
В историко-типологическом отношении показательным является факт сохранности в центральных районах Псковской области исконной формы 9–10-струнных крыловидных гуслей и особых приемов игры на них:
— постановка инструмента — вертикальная (при этом самая длинная струна располагается внизу); возможна игра сидя (инструмент ставится ребром на колени) и стоя, во время ходьбы (инструмент подвешивается на шею с помощью тесьмы);
— разделение функций между руками — глушение струн левой и бряцание или выборная игра правой рукой; левая рука находится в одной позиции; в большинстве случаев три пальца левой руки ставятся между струн (четвертый палец глушит струны сверху, иногда подщипывает одну из нижних струн снизу).
На основе перечисленных признаков псковская гусельная традиция обнаруживает родственную связь с типологически более архаичной новгородской традицией игры на 6-струнных крыловидных гуслях.
Характерным является строй псковских гуслей, реализующий в основной части диатоническую последовательность двух слитных тетрахордов (миксолидийский лад), что определяет гармоническую основу наигрыша. Звукоряд, в котором отражен универсальный принцип настройки гуслей, составлен А.М. Мехнецовым (см.: Мехнецов А.М. Русские гусли и гусельная игра: Исследование и материалы СПб., 2006. С. 19), (см: Фото №11)
Среди народных исполнителей удалось записать выдающихся музыкантов, мастеров гусельной игры: Ивана Ивановича Михайлова (д. Мехово), Татьяну Ильиничну Баринову (п. Красногородск), Василия Яковлевича Тютяжова (д. Малы), Елену Савельевну Савельеву (д. Мехово), Сидора Михайловича Михайлова (д. Авдоши), Григория Севастьяновича Севастьянова (д. Тригузово), Кирилла Петровича Сафронова (д. Зуица) и других. Образцы наигрышей в прекрасном исполнении опубликованы на грампластинках, компакт-дисках и включены в телевизионные фильмы.
В ряду достижений экспедиций — записи ансамблевой игры: гусли и скрипка, двое гуслей.
Собранные экспедициями под руководством А.М. Мехнецова по единой методике статистически представительные материалы включают, кроме записей наигрышей (в том числе — с пением, пляской), коллекцию гуслей (13 экземпляров), сведения о различных формах обрядово-праздничной жизни. На основе экспедиционных коллекций ведутся и опубликованы научные исследования, изданы образцы псковских гусельных наигрышей (в нотациях и на грампластинках, компакт-дисках), издан каталог коллекции псковских гуслей из собрания Санкт-Петербургской консерватории, представлены комплексные описания псковских инструментально-хореографических традиций.
В народной культуре Псковской области игра на гуслях сопровождает шествия, пляски, танцы и является неотъемлемой частью приуроченных к престольным праздникам ярмарочных гуляний, молодежных посиделок и игрищ, свадебного обряда. Самобытный гусельный репертуар, распространенный в народной исполнительской практике Псковской области, принадлежит к различным историческим слоям музыкальной культуры. К раннему слою относятся наигрыши «под проходку» (шествие с пением припевок или частушек) и наигрыши «под пляску». Первую группу представляют многочисленные варианты псковской традиционной игры «СкобарЯ», наименования которых могут отличаться и обозначать стиль игры («Долгόва», «Длиннόва», «ЗаунЫлова») либо указывать на ситуации исполнения («Ярмарочная», «Под драку»). Отметим также характерные наигрыши, сопровождающие шествие с пением частушек: «Новоржевского» («Половинка»), «Сумецкого», «Синерецкого». К ранним в историческом отношении, исходно обрядовым формам музыкально-хореографического фольклора относятся сугубо мужские пляски-приуготовления к бою («Ломáнья», сопровождаемые наигрышами «Горбатого», «Скобаря под драку», «Колотушка», «Синерецкого») и женские круговые пляски (сольные и групповые — «Кружкá», Трепакá»/«Трапакá», «Барыня»), а также сольные и парные пляски, которые исполняются под наигрыши «Камаринского», «Русского», «Казачка» («Малороссийского»). Поздний слой репертуара образуют танцевальные и песенные наигрыши: «Полька», «Ту-степ», «Краковяк», «Па-д’эспань», «Вальс», «Златые горы», «Светит месяц», «Коробочка» и др.
Стилевые особенности псковских традиционных гусельных наигрышей в исполнении таких мастеров, как И.И. Михайлов, позволяют относить их к вершинам народной инструментальной культуры. Используя прием бряцания, народные музыканты стремятся к непрерывному наполненному звучанию, достигая эффекта «перезвона» (струны звучат гулко, возникают призвуки-обертоны, длительное звучание крайних струн создает бурдонирующий фон, корпус инструмента резонирует и увеличивает объем звука). Выборная игра (игра «с набиванием»), напротив, позволяет выделить мелодическую линию — одну или несколько, что способствует созданию полифонической фактуры. Импровизационное мастерство выдающихся народных исполнителей основано на сочетании этих двух приемов и свободном варьировании мелодических мотивов и ритмо-гармонических периодов, что создает ощущение сквозного музыкального развития.
В 2013 году в ходе экспедиции Фольклорно-этнографического центра имени А.М. Мехнецова, работавшей в центральных районах Псковской области, было установлено, что традиция гусельной игры находится на грани исчезновения. Наигрыши, которые ранее звучали на гуслях и скрипках, в современных условиях можно услышать только в исполнении гармонистов, балалаечников — народных музыкантов, проживающих в различных районах Псковской области. Сохранены отдельные очаги традиционного музыкально-хореографического искусства, но пляски, многофигурные танцы, игры, которые ранее исполнялись под гусельную игру, сегодня воссоздаются в сельских клубах, школах в сопровождении других инструментов. Существует несколько культурно-образовательных центров, на базе которых возможно восстановление традиции: Покровский дом культуры Красногородского района; Красногородский Дом детского творчества; Глубочанская средняя школа Опочецкого района; Опочецкий краеведческий музей и некоторые другие.
Об осознании ценности и значимости гусельных традиций свидетельствует тот факт, что в нескольких крупных городах организованы «Клубы гусляров», «Школы гусельной игры» (Москва, Петербург и др.), реконструируются инструменты, наигрыши осваиваются и воссоздаются музыкантами (профессионалами и любителями), владеющими аутентичной манерой игры на крыловидных гуслях и псковским традиционным репертуаром.