Казачья традиция протяжного пения в хуторе Яминский Алексеевского района Волгоградской области
Хутор Яминский расположен на живописном высоком берегу реки Бузулук, недалеко от ее впадения в Хопер. Казачьи станицы нижнего Хопра в прошлом составляли Хоперский округ области Войска Донского, и народную музыкальную культуру хоперских казаков можно рассматривать как местную разновидность традиционной донской казачьей песни.
В репертуаре яминских певцов насчитывается свыше 60 протяжных песен, большинство из них записано в экспедиции 1973 года и в Москве в 1980 году. В составе певческих групп за эти годы участвовало 38 человек. Все они местные жители станицы и ее окрестностей. Возраст певцов на момент записи варьировался от 64 до 77 лет.
Характерной чертой песенной традиции донских казаков является мужское ансамблевое пение. Наиболее ярко оно проявляется в жанре протяжной песни, называемой казаками тяговая. Оппозицию протяжной у казаков составляют широко распространенные плясовые песни, или, как здесь говорят, частые.
Донские казаки славятся своим многоголосным пением, отличительной чертой которого является особая музыкальная фактура. Как говорят сами яминцы, в их пении существует «разбивка голосов». Голосовые партии делятся на бас и голосник. («Голосник и дишкант — одно и то же, как только кто назовет»). Бас — это основа, фундамент песни. Эту партию исполняет группа мужских и низких женских голосов. Басу всегда поручается и запев песни. Противопоставленную басам линию голосника должен вести мужчина-тенор: «Голосить — один голос покрывает все голоса». Однако в записанных песнях подголосок исполняли женщины, голоса которых можно определить как альты. Отсутствие в ансамблях станицы мужчин-дискантов можно рассматривать как свидетельство трансформации донской певческой традиции.
Многоканальный метод, который использовался при записи яминских песен, дает возможность нотировать многоголосие любой степени сложности, выписывая индивидуальную мелодическую линию каждого певца на отдельную строчку нотной партитуры. Анализ таких записей показывает, что целесообразно выделить в густом казачьем пении не две, а три скоординированные по вертикали голосовые партии: нижний бас, верхний бас и дискант.
Соотношение напева и текста в песнях донских казаков обладает своей спецификой. Она проявляется в словообрывах и повторении слов, в широких внутрислоговых распевах и вставках-вокализах, включении различных гласных в середину слова, частом использовании междометий и восклицаний.
В ансамбле есть ярко выраженный лидер, опора всего коллектива, тонкий знаток всех законов казачьего пения и местного репертуара — запевала Василий Артемьевич Сидоров. Он рассказывал, что многие песни выучил от своей бабушки Дарьи Фаломеевны Елисеевой, которая умерла в конце 1920-х годов.
В беседе об ушедших мастерах-песенниках хутора («все запевалы») он вспомнил Устина Степановича Кабанова, Петра Федоровича Антонова, Андрея Никифоровича Ленкова, было им «лет по семьдесят, умерли в 30-х годах».
В первой части фильма «Мелодии, прожившие века» (1981 г., студия «Леннаучфильм») документально зафиксировано мастерство В.А. Сидорова как талантливого учителя. Мудрость, убежденность, страсть проявлялась у Василия Артемьевича и в песне, и в слове о песне. «Вот имей в виду, заостри раз и навсегда, чтоб ты был в памяти, хоть помнил это слово! Исключительно запевала все играет. Он направляет слова, направляет мотивы, направляет все. А остальные выдёрживают все за ним. Только запевала руководит, исключительно. Это помни!»
Подлинными шедеврами для современных фольклорных коллективов стали песни:
«Ходил-гулял наш Добрынюшка» — эта былина о Добрыне показывает богатство многоголосного распева казачьего эпоса;
«Туманы мои темные» — рекрутская уникальная песня по длительности одной строфы, труднодоступная для исполнения из-за сложного насыщенного многоголосия и «затейливой» слогоритмической структуры.
«По лужочку было зеленому» — эту рекрутскую песню удалось выявить по счастливой случайности благодаря записи родственного варианта в станице Усть-Бузулукской, где она исполнялась совершенно с другим началом «Как по рынкам было по рыночкам, там ходила-гуляла горькая вдовушка».
«Не шуми шумушка» — протяжная, тяговая, разбойничья, бурлацкая, тюремная, историческая песня о Степане Разине, использованная А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка», первое упоминание о ней относится еще к 70-м годам XVIII века.
Протяжные песни Яминки — это неиссякаемый источник, из которого мы черпаем знания о донском стиле казачьего пения и в котором каждый раз открывается новое в ритмике, мелодике, многоголосии.
Песни хутора Яминского исполняются сегодня десятками современных фольклорных ансамблей. Но как объект нематериального культурного наследия они хранятся только в архивных звукозаписях.