Весеннее обрядовое печенье Гороховецкого района Владимирской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, говор – среднерусский
В Гороховецком районе существует несколько видов обрядового печенья, связанного с различными календарными датами — Средокрестьем, днем святой Евдокии, днем Герасима-Грачевника, Благовещением, днем Сорока мучеников, Лазаревой субботой и Вознесением). Печенье имеет разные формы — птичек (жаворонки, грачики, голуби), лесенок и крестов. Используется в аграрной, любовной, животноводческой магии, детских играх и как праздничное угощение.

Евдокиин день на этой территории считается днем начала весны. Полагают, что на день Герасима-Грачевника прилетают грачи и прокладывают весне дорогу. Средокрестье — это время, когда «зима ломается», заканчивается, уходит или когда «зима весне встречу готовит». День Сорока мучеников повсеместно считается днем, когда  весна «установилась» или  «стала». Говорят, что в этот день  «весна пришла», ее принесли «птицы на крыльях» и она «устоялась». Верят, что в этот день прилетает сорок птиц или что все птицы возвращаются в родные края. Благовещение осознавалось как день, когда Бог открывает землю после зимы и тогда ее можно обрабатывать.  Лазаревская суббота соотносится с идеей весеннего роста растений, когда они просыпаются и начинают расти. Вознесение связано с представлениями о середине весны и активном росте трав. Таким образом обрядовое печенье маркирует все наиболее значимые весенние даты.

Средокрестные кресты делают из бездрожжевого постного теста — из муки, воды, растительного масла и соли. Приблизительно на 1 килограмм муки берут стакан воды, три столовых ложки масла и немного соли. Муку нужно обязательно просеять, смешать с теплой водой, затем добавить соль и масло. Тщательно вымесить, закрыть полотенцем и поставить тесто на некоторое время в теплое место. Затем еще раз вымесить и опять недолго подержать в тепле. Средокрестные кресты делаются из слегка расплющенных жгутов теста. Выпекается печенье около 20 минут.

Обычно средокрестные кресты использовались для гаданий о судьбе, поэтому их выпекалось ровно по количеству членов семьи. В них запекают различные предметы, выбор которых был необычайно богат: это монетки, пуговицы, спички, уголь, бумага, тряпочка, сахар, лучина, лук, соль. По этим предметам определяли свою дальнейшую судьбу те, кому доставался крест: монетки означали богатство, пуговицы и тряпочки — обнову, спичка — строительство, уголь — черную жизнь, бумага — письмо, сахар — сладкую жизнь, соль — соленую, лук — горькую.

Большинство предметов, запекаемых в кресты, толкуется однозначно, однако некоторые имеют двойное значение в зависимости от пола или возраста гадающего. Так, например, глина с печи (печина) почти всем предвещает печаль, за исключением холостых парней, для которых она выступает символом строительства собственного дома. Уголь тоже может толковаться по-разному. Для женщины, особенно замужней, он являлся знаком печали, предвестием какой-либо беды. Если же уголь доставался холостому парню или незамужней девушке, то толковался как символ своего угла, скорой свадьбы и счастливого замужества. Запеченная в крест тряпочка предвещала молодым обновку, а старым смерть. Если же запекали две тряпочки разного цвета, то цветная обозначала обнову, а белая — смерть, и в этом случае толкование не зависело от возраста того, кому достался крест. Лучина или палочка символизировали гроб, предвещая скорую смерть. Пустой крест считался чуть ли не самым плохим жребием и толковался как знак тяжелой доли: человек, которому достался такой крест, всю жизнь будет нести «тяжелый крест».

Иногда хозяйка пекла дополнительные крестики, в которые запекала зерна. Эти кресты скармливались скоту, чтобы оградить его от болезней.

Обрядовое печенье в орнитоморфной форме в Гороховецком районе существует в нескольких вариантах, и его временная приуроченность разнообразна. В течение весны птичек пекли несколько раз. Они имели разные названия — жаворонки, грачики, птички, голуби, и с ними совершали различные действия.

Жаворонков обычно выпекали в первый день весны, на Евдокию. Однако некоторые исполнители утверждают, что в этот день жаворонков пекли только в том случае, если была оттепель. Иногда приготовление жаворонков приурочивалось к началу полевых работ, то есть когда земля становилась теплой.

Жаворонков делали из постного дрожжевого теста. Для него брали стакан воды, столовую ложку дрожжей, около килограмма муки, четыре столовых ложки растительного масла, немного сахара и соли. В теплой воде растворяли дрожжи, добавляли сахар и соль, затем всыпали муку и замешивали тесто. Добавив масло, и вымешивали его до тех пор, пока оно не переставало приставать к рукам. Тесто посыпали мукой, накрывали полотенцем и ставили в теплое место. Когда тесто подходило, его еще раз сбивали и оставляли вызревать. После увеличения в объеме приблизительно вдвое, оно считалось готовым.

Из теста раскатывали тонкую лепешку, которую разрезали ножом на сегменты. Из нескольких сегментов, завернув их к центру, делали туловище. Оставшимся придавали форму головы, крыльев и хвоста. На хвосте и крыльях делали надрезы. В качестве глазок использовали засушенные ягоды черемухи или березовые почки.

Раньше дети и подростки (реже — молодые девушки) с жаворонками закликали весну, о чем помнят лишь пожилые жители деревень. Жаворонков при этом привязывали на веревочку и, сидя на крыше сарая, раскручивали над головой или раскачивали из стороны в сторону, иногда бросали с крыши. Тексты закличек записать не удалось, в них, судя по воспоминаниям исполнителей, жаворонков просили принести весну и унести холодную зиму.

На большей части Гороховецкого района зафиксированы гадания с жаворонками. В них участвовали преимущественно девушки, не возбранялось и участие женщин и подростков обоих полов. Запрет на гадания с жаворонками распространялся на взрослых парней и мужчин, а также стариков и старух: считалось, что нарушение запрета грозит им скорой смертью. 

Гадающие брали жаворонка и подкидывали его вверх, приговаривая:

Жаворонка, жаворонка,

Жить или умереть?

Или на небо лететь?

Затем печенье бросали и смотрели, как оно упало: если лицевой стороной вверх — это предвещало гадающему жизнь, а если лицевой стороной вниз — смерть.

Грачи (грачики) выпекались в день Герасима-грачевника. Большинство жителей района отмечают связь этой выпечки с прилетом грачей, некоторые — с возвращением всех птиц из теплых стран.

Это печенье также делали из постного дрожжевого теста. Хозяйки скатывали из него жгут, который затем завязывали узлом. Один кончик жгута приподнимали и придавали ему форму головки с клювом, а другой расплющивали и делали из него хвост с тремя надрезами. Иногда по бокам туловища, вытягивая тесто, формировали крылья. В качестве глаз использовали ягоды черемухи. Изредка грачиков делали по-другому: из теста скатывали жгут и выгибали его в форме птицы, делая надрезы в области крыльев и хвоста.

Грачиков раздавали детям как угощение. Иногда указывают на то, что это делалось с целью защиты детей от болезней. Часто грачиков клали в семена огородных культур, чтобы защитить посадки от птиц, крошили в семена гречихи от вымерзания и в картофель для хорошего урожая. Грачиков использовали и в любовной магии: делили фигурку пополам, одной половинкой угощали понравившегося человека, а вторую съедали. Поскольку грачи всегда ходят парами, то и съевшие печенье будут вместе. Иногда печенье использовалось в детских играх: противники стукались грачиками, стараясь сломать чужое печенье, победитель забирал сломанного грачика себе.

 Голубями называли благовещенское обрядовое печенье. Его делали, как жаворонков и грачиков, из дрожжевого теста в виде плоской стилизованной фигурки птицы. Если Благовещение приходилось на Великий пост или постный день, то тесто было постным, в остальных случаях — сдобным.

Печеньем угощали всех приходящих в дом. Однако наиболее популярным оно было у девушек, поскольку рассматривалось как сильное магическое средство: если девушка угостит голубем парня, то он будет ее любить. Голубей использовали и в аграрной магии: их клали в зерно, приготовленное для посева, что должно было обеспечить хорошую всхожесть зерновых культур.

Птичек выпекали в день Сорока Мучеников из дрожжевого теста. Печенье представляло собой шарик с клювом, крыльями и хвостом. Фигурка была весьма условной, поэтому существует и другое название печенья  — колобки.

Каждая хозяйка делала сорок птичек. Иногда их использовали для кормления мифологических персонажей, символизирующих природные стихии: птичек выставляли на улицу и угощали ими «сорок утренников» — сорок заморозков. Считалось, что в этом случае заморозки пощадят молодые побеги и растения не пострадают.

Известны случаи, когда птички выполняли роль тайной милостыни, целью которой было поминовение умерших. Хозяйки рано утром раскладывали печенье на окна или крыльцо соседям: в больших деревнях — по сорока избам, в маленьких — по количеству членов семьи. Главное условие заключалось в скрытности этого действия: подателя милостыни не должны были видеть. В противном случае птички становились обычным угощением и теряли поминальную функцию: получивший их человек молился за здравие угостившего и не должен был поминать умерших.

Все виды печенья орнитоморфной формы, за исключением голубей, сохраняются до настоящего времени. Однако они уже утратили календарную приуроченность и магические функции: обычно хозяйки делают печенье для детей из остатков теста.

Выпечка лесенок была приурочена к двум датам — Лазаревой субботе и Вознесению. Лазаревские лесенки готовили накануне Вербного воскресенья — в Лазареву субботу. Их пекли из пресного бездрожжевого (иногда дрожжевого) теста в виде лепешек слегка вытянутой формы с насечками, сделанными ложкой или ножом. Иногда в лесенки запекали почки вербы, и тот, кому доставалось печенье с почкой, мог рассчитывать на удачу и богатство. Изготовление печенья сопровождалось присловьем: «Чтобы Лазарь за вербой лазил».

Лесенками угощали родных и знакомых. Их могли использовать в животноводческой магии: ими кормили овец для увеличения приплода.

Вознесенские лесенки пекли, судя по воспоминаниям местных жителей, из дрожжевого теста в форме лесенки с семью перекладинами.

С этой лесенкой гадали о своей посмертной участи. Ее брали в церковь и, отстояв службу, бросали с церковного крыльца: если лесенка разбивалась, то после смерти человек окажется в аду, а если нет — в раю. Существовало и другое толкование этого гадания, связанное с представлением о семи небесах: место умершего на небе определялось по той ступеньке, которая отбилась у лесенки.

Лесенки использовались и в аграрной магии. После службы ходили в поля и ставили лесенки в рожь, «чтоб рожь была высока и густа, чтоб до неба доросла». Иногда их ставили или крошили на полях для защиты от града. Лесенки защищали и от колдунов, которые могли нанести вред, срезав узкую полоску ржаных колосков (пережин) и тем самым отобрав урожай. Для защиты своих полей хозяева обходили их по солнцу и ставили лесенки в то место, откуда начинали движение.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна