Трехгранно-выемчатая (клинообразная, клиновидная) резьба по дереву
Трехгранно-выемчатая резьба — самый древний вид геометрической резьбы, использовавшийся в русском народном творчестве, что объясняется технологической простотой ее изготовления. Единственным инструментом, с помощью которого она выполнялась, являлся нож. Лучшими материалами считались липа, осина и береза. Чаще всего трехгранно-выемчатой резьбой украшалась домашняя утварь.
Старые, наиболее опытные мастера обычно выполняли резьбу без эскиза, импровизируя узор, менее подготовленные предварительно наносили на доску рисунок, состоявший из простых геометрических элементов — треугольников, прямоугольников, трапеций, квадратов и ромбов, составленных в декоративные композиции.
Техника вырезания элементов трехгранно-выемчатой резьбы достаточно проста. В работе чередуются два основных этапа — накалывание и подрезка. Например, для вырезания треугольника на середину его изображения наносится точка, в которую ставится нож под небольшим наклоном, чтобы его носик на 2–3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. Затем от средней точки делается накалывание и к двум остальным вершинам.
После накалывания мастер приступает к подрезке, в результате которой острием ножа, расположенным под углом 45—30° к поверхности доски, выбирается дерево из середины треугольника, образуя вдавленную выемку-пирамидку.
Как правило, трехгранно-выемчатая резьба оставалась неокрашенной, но иногда тонировалась с помощью протравы, приготовленной из уксуса, в котором выдерживались металлические предметы (куски проволоки или гвозди). Высохшую после тонирования поверхность резной доски слегка отшлифовали, при этом выступающие элементы делались более светлыми, а резьба выглядела более контрастной и рельефной.