Чухломская городская кадриль
В 1940–1960 годы кадриль ушла из обихода, ее перестали танцевать. В семидесятые годы ХХ века инициатором восстановления кадрили стала К.А. Сафонова, которая во времена своей молодости (1920–1930 годы) любила ее танцевать. В фильме Ленинградской студии документальных фильмов «Чухломская кадриль», снятом в 1981 году, она рассказывает о восстановлении кадрили: «Я говорю…почему мы эту кадриль воспроизводим? Это, понимаете же, кадриль нашего времени, давнишнего времени — «Чухломская городская». Вот вы представьте себе, перед вами «экземпляр» (показывает на себя). Этому «экземпляру» 81 год с половиной. Так вот я в молодости танцевала эту кадриль. Мы ее очень любили… Городская кадриль красивая была.
А знаете, сколько будет желания у людей, у пожилых посмотреть на то, когда они были молодыми?! У вас-то теперь это «Трали-вали, трали-вали» (показывает)… Мы не понимаем даже. А у нас ведь это было все степенно, интересно, вежливо, деликатно. Вот так! Понятно?»
По-видимому, основой танца послужила Большая городская кадриль, о которой упоминается в книге «Танцевальная культура Костромского края»: «В дореволюционном прошлом в Костроме была очень популярна Большая городская кадриль, состоящая из шести фигур. Танцевали ее долго, около часа и более, с музыкальными паузами между фигурами. Основное построение в танце — пара на пару. О начале каждой новой фигуры возвещал распорядитель танцев, без указания которого никто не имел права изменить порядок фигур. По своему рисунку Большая костромская кадриль была несложной и состояла из малых кругов, переходов накрест, парного вращения на месте и общего большого круга. По лексическому составу в некоторых фигурах делились на мужские и женские. Так, скажем, в первой фигуре имелось обязательное па для кавалеров. Нужно было встать на колено перед партнершей и на окончание музыкальной фразы поцеловать ей руку, на что дама в свою очередь отвечала реверансом» (Танцевальная культура Костромского края. Ярославль, 1990. С. 16–17). В Городской чухломской кадрили, записанной в экспедиции 1993 года в городе Чухломе, много общего с описанной Большой городской кадрилью, но есть и различия.
В Городской чухломской кадрили количество участвующих пар обязательно четное и не менее четырех. Это предполагало наличие просторного помещения для ее исполнения. Фигуры кадрили были разделены остановками. Во время паузы распорядитель выкрикивал название следующей части. Названия фигур Чухломской кадрили следующие:
1 — Ах, вы сени.
2 — По улице молодец идет.
3 — По реке, по речке.
4 — Я ко саду.
5 — Ах ты, береза.
6 — Полечка.
7 — Общий круг.
Перед началом кадрили мужчины сидят на лавках справа, женщины — слева. После вступления гармониста женщины запевают:
«В поле ель, в поле ель — начинается кадрель.
Вы вставайте, кавалеры, приглашайте на кадрель»
Им отвечают мужчины:
«Срубим сосну, срубим ель — мы танцуем здесь кадрель.
Срубим сосну молодую, протанцуем и другую».
Во время пения мужчины встают и приглашают женщин на танец, подавая им правую руку, в которую женщины кладут левую. Пары встают в исходное положение — женщина справа от мужчины. Мужчина держит правой рукой левую руку женщины, руки опущены. В правой руке женщины держат белый платочек.
Фигура 1 «Ах, вы сени». Основное расположение пар в танце — друг напротив друга. Под музыку стоящие напротив пары меняются местами, после чего вращаются в положении вальса. Затем на противоположную сторону переходят только женщины. Их переходы перемежаются кружением пар.
Фигура 2 «По улице молодец идет». В этой фигуре переходы на противоположную сторону осуществляют с притопами только мужчины, и, подхватывая партнершу, кружатся с ней.
Фигура 3 «По реке, по речке». Женщины каждой из стоящих друг напротив друга шеренг выходят на середину и кружатся вокруг своей оси. Затем мужчины при переходе на другую сторону разбирают своих партнерш и кружатся с ними. Далее все повторяется, только на середину выходят уже мужчины, которые объединяются в пары с партнершами при их переходе на противоположную сторону.
Фигура 4 «Я ко саду». Пары, стоящие слева, выходят на середину. В каждой из пар мужчина встает на одно колено, а женщина, держась за его поднятую руку, описывает вокруг него круг и возвращается на место. Затем к кавалерам подходят женщины из правой шеренги, таким же образом обходят мужчин по кругу, после чего все возвращаются на исходные позиции и кружатся парами. Далее все повторяется, только на середину выходят пары, стоящие справа.
Фигура 5 «Ах ты береза». Пары, составляющие левую шеренгу, движутся к середине и после притопа спиной возвращаются на место. Затем идут к стоящим напротив парам, и кавалеры передают своих партнерш мужчинам из стоявших на месте пар. Оставшийся в одиночестве мужчина спиной идет назад, а кавалер с двумя дамами наступает на него. Затем все так же возвращаются назад. После этого каждые две пары образуют круг, двигаясь сначала в одну сторону, а после притопа — в другую. Круги, образованные двумя парами, объединяются в один и останавливаются. После хлопков в ладоши мужчины соединяют левые руки в центре круга, а правыми держат партнерш, осуществляя при этом круговое движение. Далее пары выстраиваются друг за другом, а задняя пара проходит под поднятыми руками остальных. В конце все занимают исходные места и кружатся парами.
Фигура 6 «Полечка». Пары двигаются навстречу друг другу. После притопа возвращаются на свои места, затем переходят на противоположную сторону и вращаются. Далее переходы, перемежающиеся парными кружениями, осуществляют только мужчины.
Фигура 7 «Общий круг» — одна из самых сложных и продолжительных. Начинается эта фигура с того, что все берутся за руки, держа их на уровне груди, и двигаются то в одну, то в другую сторону. Круговое движение в обе стороны продолжается и после перехвата рук: мужчины держатся за руки перед грудью женщин, а соединенные руки женщин опущены. Затем мужчины перебрасывают руки через головы женщин, в результате чего образуются два круга — внутренний из женщин и внешний из мужчин, –которые движутся в разные стороны. Потом оба круга сходятся к центру и расходятся, после чего каждый участник кружится вокруг своей оси. Круговое движение продолжается, когда мужчины соединяют руки в центре круга, а барышни, держась за свободные руки кавалеров, вращаются вокруг своей оси в обратную сторону от движения круга. Затем пары выстраиваются друг за другом, и задняя пара проходит вперед под поднятыми руками других пар, которые движутся назад. Следующий элемент фигуры — «челнок», часто встречающийся в традиционной хореографии северных областей России. Пары выстраиваются лицом друг к другу и, взявшись за руки, переходят, последовательно меняясь местами. Завершается эта фигура хождением по кругу парами с поочередным кружением партнерш, держащихся за поднятую руку мужчин. По окончании танца все выстраиваются в одну шеренгу и кланяются.
В Чухломской городской кадрили присутствует большое количество вращений, используются элементы типа «ручейка», «челнока» и др., встречаются сольные выходы и проходки мужчин и женщин. Импровизация в танце не допускается. Единственное исключение состоит в том, что пары могут исполнять некоторые фигуры с разных ног. С первой по шестую фигуры в танце используется скользящий кадрильный шаг – один шаг на каждую четверть музыкального сопровождения. В седьмой фигуре он меняется нашаркающий шаг с подбивом. Во время исполнения Чухломской городской кадрили мужчины держатся подчеркнуто обходительно, а женщины — скромно и сдержано.