Вождение «ширинок» в селах Вышние и Нижние Пены Ракитянского района Белгородской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Вождение ширинок представляет собой хоровод-шествие, приуроченное к празднованию Красной Горки (Антипасха). В этом действе принимала участие вся община. Шествие начиналось с западного края села и, продвигаясь на восток, собирало всех участников в большой многослойный карагод (хоровод). Свое название хоровод-шествие получил от главного его атрибута — ширинки (вышитое полотенце, рушник), которую натягивали над головами мужчины-хозуны в начале и конце процессии, состоящей из женщих и девушек. По дороге к месту главного гуляния процессия останавливалась в определенных местах, где ее участники водили круговой хоровод. Как само шествие, так и круговой хоровод сопровождались пением специальных карагодных песен.

Традиция вождения хоровода с ширинками зафиксирована исследователями в сёлах бассейна реки Псёл (курско-белгородское пограничье). Этот хоровод водили один раз в году — на Красную горку, в следующее воскресенье после Пасхи. Свое название хоровод получил от его главного атрибута — ширинки, представляющей собой вышитое полотенце, рушник.

На Красную горку все жители села собирались в хоровод. Ход процессии был строго регламентирован. Движение начиналось с западной части села. На крайней улице участники выбирали две самые красивые ширинки. Их несли мужчины — хозуны. Каждая из ширинок натягивалась хозунами над головой на вытянутых руках. Хозуны заводили хоровод ширинку, состоящий из вереницы пар девушек и женщин, и заключали её.

С самой крайней западной улицы ширинка двигалась на восток. Хозуны, идущие в конце вереницы, проходили «ручейком» вперед под поднятыми руками пар девушек и женщин и вслед за собой проводили всех участниц хоровода. Таким образом стоявшие в начале хоровода оказывались в его хвосте. После выхода из «ручейка» пары образовывали общий круг и водили карагод. Затем вновь выстраивалась ширинка, и всё повторялось заново.

Ширинка с соседней улицы присоединялась к первой. Ее участники вставали впереди процессии, и соответственно рушников-ширинок становилось больше. Аналогичным образом в общий хоровод вливались ширинки каждой улицы. Как отмечают старожилы, процессия останавливалась в определенных местах — на лугу, выгоне, чтобы поводить круговой карагод. Участники заранее знали все места остановок. При встрече ширинок с разных улиц их участники старались перескакать (переплясать) друг друга в карагоде.

Вся процессия устремлялась к месту общесельских праздничных гуляний. В Вышних Пенах оно находилось в восточной части села, а в Нижних Пенах — в центральной. Здесь образовывался карагод, вокруг которого «вырастал» ещё один, больший, затем ещё один. Карагод состоял уже не только из участников ширинки, но и из сопровождавших шествие людей. Некоторые жители села выступали в качестве зрителей. К их числу относились пожилые люди, дети, а также не умеющие плясать или петь. Гуляния проходили до самой ночи.

Вождение ширинки сопровождалось определенными песнями. В селе Вышние Пены во время шествия с конца до середины села исполнялись разные, не повторяющиеся песни, причем существовала строгая их последовательность: «Вот на мосту, мосту», «Вот у нас на улице», «Соловей мой молоденький», «Как ехала кума из нового города», «Гарбузовые колеса, сосновая дуга», «Горюн, горюн воробей», «На речушке, на реке», «Катерина по базару ходила». После того, как все песни были спеты, они могли повторяться при прохождении второй половины пути.
В основе содержания поэтических текстов хороводных песен лежит любовная тематика. Их поэтическая строфа состоит из двух смыслонесущих стихов и «алилёшного» рефрена, по слоговому объему занимающего еще два стиха:

Вот на мосту, мосту
Мосту калиновом,
Ой, лёли, да лёли, лёли,
Да ляли, лёли, ляли…

Общность напевов прослеживается в принципах их композиционного строения, отличающегося периодичностью. Мелодика основана на скачкообразных ходах с последующим их поступенным заполнением. Все исполнители активно используют все ступени звукоряда и поют все на один голос. В результате фактура напева приобретает густой сочный колорит.

Манера исполнения соответствует южнорусской вокальной манере уличного интонирования: открытый полётный звук, напряжённое звучание, использование специфических приёмов — киксов, флажолетов.

Во время шествия двигались простым шагом, соотнесенным с пульсацией напева. Пляска в карагоде усложнялась: женщины использовали шаг с прибивом (бабский шаг), а мужики — у тря [три] ноги, выбивая дроби со сменой ног. Сами плясуны назывались скакунами.

Жители села отмечают, что ширинки перестали водить в 1960-е годы. Фрагменты этого праздничного шествия воспроизводятся участниками фольклорного ансамбля «Родничок» и учителями местной школы.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Документы
План-схема вождения ширинки в селе Вышние Пены Ракитянского района Белгородской области
Скачать
Аудио
01 Репортаж о танках и ширинках в селе Вышние Пены Ракитянского района Белгородской области
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна