Семейный ансамбль сестер Судаковых из деревни Любница Псковской губернии

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, среднерусский говор

Ансамбль сестер Судаковых — это хорошо спетый ансамбль мастеров, владевших солидным музыкально-фольклорным репертуаром (более 150 произведений). В него входят лирические, хороводные, плясовые и свадебные песни, баллады, лирические и плясовые припевки (частушки), трудовые сплавные припевки («Дубинушка»), представляющие певческую традицию северных районов Псковской области. Коллекция фонозаписей песен Судаковых ныне хранится в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинского Дома).

Песенный репертуар ансамбля сестер Судаковых принадлежит песенной традиции севера Псковской области — Печорского, Псковского, Гдовского районов, прилегающих к Псковскому и Чудскому озерам, а также граничащим с ними районам Ленинградской области и приозерной части Эстонии. Песенная культура этих мест обнаруживает значительное единство и обладает яркими чертами: в ней присутствуют как достаточно ранние, архаичные пласты музыкального фольклора, так и более поздние его слои, относящиеся к периоду расцвета протяжного стиля пения. Узнаваемыми особенностями обладает местный многоголосный стиль.

Ансамбль состоит из четырех родных сестер: Евлампии Петровны Гуняшиной (1890 г. р.), Натальи Петровны Судаковой (1886 г. р.), Федосьи Петровны Судаковой (1893 г. р.) и Татьяны Петровны Судаковой (1903 г. р.). Все они были удивительными долгожительницами (две из них достигли 100-летнего возраста). Их мать Евдокия Фёдоровна (урожденная Терешина) родом из деревни Путьково Гдовского уезда Петербургской губернии в свое время славилась как замечательная песенница. Многие редкие старинные песни сестры выучили от нее.

Деревня Любница — старинное русское поселение. В середине XVII века эта деревня, наряду с другими богатыми рыболовецкими селами, расположенными в Колпинской губе Псковского озера, считалась наиболее доходным из владений знаменитого псковского воеводы А.Л. Ордина-Нащокина. Среди местных жителей существует предание, что деревня получила свое название из уст Петра I, который приезжал сюда отдохнуть и полюбоваться красотой озерного побережья.

Все побережье Псковского озера до революции входило в Псковский уезд Псковской губернии. «После революции перешли в Эстонскую Республику, — рассказывала Н.Л. Котиковой Евдокия Петровна Гуняшина, — нас разделяло от Советского Союза Псковское озеро». У многих жителей западного — эстонского — побережья были родные и знакомые на советской стороне. И Судаковы решили перебраться в Россию. К этому времени из всех сестер одна только Евлампия Петровна была замужем, поэтому она осталась на родине. Остальные сестры и мать семейства в 1924 году отправились искать счастья в Ленинград. Они сняли квартиру в поселке Лахта — ближнем ленинградском пригороде. Трудолюбивые и предприимчивые, они быстро выстроили собственный домик. Умение строить крепкое благосостояние неустанным трудом, предпринимательская интуиция — драгоценное наследство традиционной крестьянской культуры — снискали им всеобщее уважение на новом месте, люди с пользой для себя перенимали у них опыт огородничества и цветоводства.

Евлампия Петровна Гуняшина оставалась в Любнице со своей семьей: женила сына, выдала замуж старшую дочь Татьяну. На ее долю выпало много испытаний: муж утонул, рано умерла дочь Людмила (в 14 лет). Во время Великой Отечественной войны оккупанты отобрали дом: сын Пётр служил в Советской Армии, дочь-комсомолка попала в концлагерь. Но ничто не могло сломить в ней дух доброты, расположения к людям. Соседи отзывались о ней как об отзывчивой, «компионной» (компанейской) женщине, а внучка вспоминала, что чуть ли не вся деревня приходила к Евлампии Петровне «посидеть, посоветоваться», даже тогда, когда она уже не выходила из дома из-за старости и болезни.

В семейном ансамбле Евлампия Петровна с юных лет была признанным лидером. Она и песен знала больше, так как оставалась в родной деревне, в то время как сестры еще в 20-е годы уехали из нее, и обладала способностью начать песню и вести за собой других исполнителей. Песни для нее — неотъемлемая часть деревенской жизни, ведь раньше пели не только во время свадеб или календарных праздников, но и на работе — в поле, в избе, на озере.

Музыкальность и любовь к пению, а также хороший голос унаследовали дочь Евлампии Петровны Татьяна Павловна и ее внучки Александра и Наталья. Знакомство Натальи Львовны Котиковой с семейством Судаковых произошло в феврале 1966 года. Весной этого года она вместе с Г.Г. Беловым поехала в Лахту, где 7 и 8 марта записывала от четырех сестер лирические, свадебные и хороводные песни, припевки.

Отношение сестер к записи песен было исключительно ответственным и серьезным. Они составили список песен из своего репертуара, а потом записали их слова в четыре толстых тетради: «Раздольные песни» (протяжные или «долевые»), «Хороводные песни», «Свадебные грустные» (протяжные) и «Свадебные песни веселые» («величавые», то есть величальные)». Записи вела Татьяна Петровна, старинные песни особенно проверялись «сестрой Евлашей», о чем обстоятельная младшая сестра сообщала в своем рукописном сборнике. Запись текстов имеет характерные особенности: исполнительница сумела передать на письме ритмическую пульсацию распева с помощью повторения гласных. При сопоставлении самозаписи текстов песен с фонограммой трудно не оценить остроумие и эффективность данного приема.

Семейный ансамбль четырех сестер Судаковых — это хорошо спетый ансамбль мастеров, владевший солидным музыкально-фольклорным репертуаром: в списке, составленном самими певицами при подготовке к записи, — 132 песни, среди которых лирические, хороводные, плясовые и свадебные песни, баллады, лирические и плясовые припевки (частушки), сплавные припевки («Дубинушка»). Коллекция их аудиозаписей ныне хранится в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинского Дома).

Из обширного репертуара семейного ансамбля Судаковых наиболее интересны лирические песни. Календарно приуроченные — масленичные и летние — песни исполнялись на улице; они звучат в узком диапазоне и распеты в протяжной форме. Для этих песен характерно гетерофонное многоголосие, зычная манера пения. Стилистически более поздний слой лирики сестры распевали в двухголосной, «хоровой» фактуре. Исполнению Судаковыми народных песен и припевок присущи неизменно тонкий музыкальный вкус и чувство меры.

Желание поделиться песенным богатством, сохранить доставшиеся им от матери замечательные старинные песни было для них вполне осознанным. «Я хотела уложить эти песни на хорошее место, как будто они мне мешали», — говорила Евлампия Петровна Наталье Львовне Котиковой[1]. «Считай, что эти песни теперь народом забыты»[2] — с этим не могли примириться сестры Судаковы. Не только память о матери-песеннице, о родных местах, о далекой старине заставляли их искать возможность записать свой репертуар. Они хотели, чтобы песни звучали, да не как-нибудь, а именно так, как их пели в народе.

Много позже, уже в 1986 году, Татьяна Петровна Судакова написала проект обращения к деятелям культуры с целью сохранения и пропаганды народной песни. «Я родилась на берегу Псковского озера в Обозерье, и потому я пристрастно отношусь к народной песне», — писала она. Обращаясь к авторитетным деятелям культуры, она призывала их защитить подлинное звучание народных песен: «Моя просьба к вам, писатели: не разрешайте композиторам и поэтам обрабатывать народные песни. Народные песни должны петь в первозданном виде с начала и до конца. Обработчики так обработают народную песню, что от нее мало что останется народного». Но главное — это не просто сохранить песни, но и донести их до людей: «Уважаемые писатели, ведь собраны большие арсеналы народных песен, и все они лежат в архивах, пылятся в кассетах… Меня волнует, как и где хранить народные песни? Все песни находятся в разных организациях, и часть из них может погибнуть. Я думаю, может быть, надо создать архив или хранилище какое, или переложить все песни на ноты, потом отпечатать в большие книги и хранить как историческую ценность. Или переложить на играющие пластинки и на концертах передавать по радио?.. Если будете медлить, товарищи, то русская народная песня будет записана в Красную Книгу».

Сестры Судаковы выступали на этнографических концертах в Доме композиторов в Ленинграде в 1966 и 1968 годах. Это были их единственные выступления на сцене.

Рукописные материалы сестер Судаковых, а также фотографии из семейного архива любезно предоставлены внучками Е.П. Гуняшиной Натальей Владимировной Карловской (Санкт-Петербург) и Александрой Владимировной Юмашевой (Ряпина, Эстония), за что мы выражаем им сердечную благодарность. Искренняя благодарность также Александру Николаевичу и Антонине Евгеньевне Кузнецким (Таллинн) за труды и содействие в поиске потомков семьи Судаковых. Фотография деревни Любница была сделана по нашей просьбе А.Е. Кузнецкой.



[1] ИРЛИ, РО. Тетрадь Н.Л. Котиковой № 1, л. 1. 28/II 1966 г.
[2] Там же. Запись на обороте обложки тетради.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Лирическая песня "Гусаричка" в исполнении ансамбля сестер Судаковых, уроженок д. Любница Псковской губ.ГусаричкаСудаковы.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна