«Сидение в келье» — зимние молодежные собрания в селе Жемковка Сызранского района Самарской области
Святки в селе Жемковка Сызранского района неразрывно связанны с «сидением в кельях» — молодежными гуляниями, которые начинались с осени. Святки празднуются от Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Молодежные собрание в кельях сочетали в себе как работу, так и развлечение, исполнение различных песен, плясок и танцев, не имеющих строгой приуроченности к Святкам. Они чередовались с обрядовыми действиями в которых участвовали подростки и молодежь. Утренний обход дворов детьми, исполнявших тропарь Рождества бытует по настоящее время, так же как и вечерний обход молодежи с песнями с рефренами «Тауси», «Коляда», а также припевками «удивительно — смешительно». В «келья» приходили ряженные в медведя, мертвеца (покойника), барыню. В Святки в «кельи» так же могли приходить пожилые люди для исполнения приуроченных к Рождеству и Крещению Господню духовных стихов.
Село Жемковка находится в Сызранском районе на западной административной границе Самарской области с Ульяновской областью (бывшей Симбирской губернией) на правом берегу Волги.
Традиционно с осени (конец ноября — начало декабря) и до окончания святок молодежь собиралась на гуляния — сидение в кельях. Гуляли в каждом порядке (на каждой улице), таким образом, в селе гуляний собиралось несколько одновременно. Келью старались выкупить заранее, как правило, еще осенью, у вдовы или одинокой пожилой женщины. Давали за неё дрова, пшено и др.
Из рассказа И.В. Зайцева: «Келья раньши были, к старушки какой нябудь, ей привязут дров, кто чаво, вот у ней сидели скажем, подруги собирались, вот у Насти скажем сямнацать человек сядело, вот я жанился первый взял оттуда. Каторы там сидят кружава вяжут, каторы можат варяжки вяжут, каторы чаво. Рабяты пришли в келью балалайку, каравод, встают чижа танцевать, танцы».
Молодежные собрания в кельях сочетали в себе и работу и развлечение. Например, девушки вышивали платки, шили кружева, для чего собирались еще днем. Играть, танцевать и петь песни начинали ближе к вечеру, когда приходили парни. Самыми распространенными играми по воспоминаниям исполнителей были поцелуйные: «подушечка», «бутылочка», «стулья». Из воспоминаний А.И. Беловой о поцелуйной игре «подушечка»: «Выбирали девушку, которая шла выбирать понравившегося ей парня с маленькой вышитой подушечкой (диал. думкой) в руках. Вместе с выбранным ею парнем они опускались на колени и три раза целовались в щеки. Затем парень, с думкой шел выбирать другую девушку и так далее, пока не обойдут всех участников игры». Из рассказа И.В. Зайцева об игре «стулья»: «Садились вот на стулья, спина спиной сядешь, раз, два, три если оба в одну сторону, то значит целаваться надо, а если нет, то всё расходились».
В местной традиции «танец» и «пляска» имели разное значение. Обычно начинали гуляние с групповых парных танцев, например, «чиж», «краковяк», «подгорного», «светит месяц», «на улице», «сени», «вальс», «полька». Затем уже шла пляска, как групповая, так и сольная, например, «семеновна», «барыня». Танцевали и плясали под наигрыши балалайки, гитары, мандолины. Гармошка особого распространения не имела.
Именно на этих игрищах складывались пары: молодые люди выбирали себе невест, к которым впоследствии засылали сватов.
На Святки по воскресным дням в «кельи» приходили «ряженные» — парни, участвующие в гуляниях, чтобы напугать девушек. Чаще всего наряжались в мертвеца (покойника), барыню, мужика, старуху, медведя. К.Ф. Кораблева рассказала, что девушки тоже могли рядиться, обычно в парней. Ряженые парни и девушки могли ходить по селу, пугать детей.
Из рассказа И.В. Зайцева: «Наряжались в мертвеца, тестом меня всего обмазывают лицо, зубы с картошки вырезали, в белом во всём, по кельям айда — пошел, пугали, маленьки дети у кого были боятся все. Мужик в барыню одевается, баба в мужика».
Из воспоминаний К.Ф. Кораблевой: «Барынями наряжались, старухами, бывало с гробом ходили, куклу клали — с ними мертвецы. Мы детей прятали, боялись всего этого».
Накануне праздника Крещения девушки в кельях гадали о суженом. Особое значение святочной обрядности определялось верой в то, что все события этого периода оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека. Из рассказа К.Ф. Кораблевой: «Выходили через вороты, валенык кидали, куды головой валенык упадет там сужаный». Из воспоминаний И.В. Зайцева: «На кануне крышенья, ложися спать и эта из спичек или из чаво ли, сделашь вот калодечка, вот если кому привидиться тот жених будет, под подушку клали».
От Рождества до Крещения в кельи приходили пожилые люди для исполнения духовных стихов, приуроченного к этому периоду: «Рождество Иисуса Христа», «Крещение Господня», а также покаянные стихи для души, например:
«Господи помилуй,
Господи прости.
Помоги мне Боже
Крест мой донести
Ты прошёл с любовью
Весь тернистый путь
Ты нёс крест безмолвна,
Надрывая грудь».
Местные жители верили, что в Святки «нечистая сила выходила на большой разгул». Колдуны могли «оборачиваться» в животных, отбирать молоко у коровы и вредить людям разнообразными способами. Из рассказа К.Ф. Кораблевой: «Мама рассказывала. Шли с посиделок, а она вышла последняя. И как только с крыльца за ней свинья бежит и грызет за ноги, и кусает. Она в дверь вбежала, взвизгнула, мама выбежала, и потом целый месяц в больнице лежала. И всё говорили это оборотень, оборотнем обычно колдуны переворачивались».
На Святки важным обрядовым действом считались поздравительные обходы дворов детьми в Рождественское утро. Существовало разграничение репертуара по возрастному признаку: дети 10-13 лет исполняли тропарь Рождество Христово, дети помладше 6–9 лет — скандировали колядки, главным героем которых был «Вьюньчик».
Маленький, вьюнчик сел на стульчик, стульчик хруп подайте рубь.
Маленький, вьюнчик сел на стульчик, скинул перчатку, подайте десятку.
Маленький, вьюнчик, сел на стульчик, скинул свитру, подайте пол литру.
Хозяева одаривали славельщиков деньгами или конфетами. Получив подарки, колядовщики отправлялись к следующему дому. Детские обходы продолжались в течение двух-трех часов, затем все полученные «гостинцы» делятся между участниками каждой группы. Утренние обходы на Рождество бытуют по сей день.
Вечером обходы дворов совершались взрослыми, с пением коляды, а также, по сохранившимся более ранним записи, исполнением припевок с рефреном «Тауси» и «удивительно — смешительно». Из рассказа А.И. Беловой: «Пели раньше «удивительно — смешительно», наряжался главный — предводитель (это был мужчина) в батюшку, а ходившие вмести с ним женщины в монашек вот и ходили по кельям, где и пели те самые «удивительно — смешительно, отвечали ему».
Как у Кондрика Ивана
Нету новова чипана.
У Фанасия Лапшёва,
Во дворе стоит карова.
У Алёши Трошина,
На хую картошина.
Со слов А.И. Беловой удалось восстановить форму исполнения: один из певцов (как правило, мужчина, переодетый в попа), пел слова, подражая церковному пению батюшки, в свою очередь ходившие вместе с ним женщины (переодетые в монашек) пели хором рефрен «Удивительно — смешительно!».