Похоронно-поминальные обряды в Судогодском районе Владимирской области
Можно утверждать, что похоронно-поминальная традиция в Судогодском районе относится к числу наиболее устойчивых фрагментов народной культуры. Безусловно, некоторые из обрядовых действий претерпели значительные изменения в связи с социальными переменами, произошедшими в жизни сельской общины. Однако основа похоронных ритуалов и мифологических представлений и верований, связанных с ними, осталась неизменной.
Особое место в системе похоронных ритуалов занимают мифологические представления о явлениях, предвещающих смерть человека. Наиболее известными, распространенными являются крик ворона на крыше дома или воротах, вой собаки, причем большинство местных жителей отмечает, что смерть человека случается только в том случае, если собака воет мордой в землю. Смерть также предвещают залетевшая в дом птица и упавшая со стены икона.
Отдельную группу составляют мифологические представления и ритуальные действия, связанные с подготовкой к посмертной жизни. Так, считается, что с определенного возраста человек обязан позаботиться о подготовке всего необходимого к своей смерти. Мужчина должен сделать гроб (в настоящее время — купить) для себя и для своей жены. Женщины собирают похоронный («смертный») узел для себя, своего мужа, а также для неженатых членов семьи пожилого возраста. Необходимо позаботиться о «правильной» одежде и обуви, в которой их будут хоронить (только в платье, только с длинным рукавом, только в светлом; если возможно, то в венчальным и т. д.). На протяжении всей жизни полагалось собирать снятые с расчески волосы и складывать их в особый мешочек, чтобы после смерти ими набили подушку, которую кладут в гроб.
Комплекс ритуалов, связанных с кончиной и похоронами человека, чрезвычайно разветвлен и состоит из ряда этапов.
Большинство исполнителей уверено говорят о том, что первым действием после смерти человека всегда было обмывание тела. Для этого покойника снимают с кровати и, положив на пол, устланный соломой, обмывают из особой посуды. Обмывать человека на голом полу считается опасным, так как считается, что оставшиеся в доме будут бедно жить, а покойный будет «беспокойно лежать» и начнет ходить к живым. Надо отметить, что солому укладывают определенным образом, связывая так, чтобы жгуты, образующие подстилку, имели форму креста. Горшок, из которого обмывают покойника, должен быть новым, ни разу не использованным. Однако в настоящее время, чаще для обмывания покойника используют старую, а иногда даже треснувшую посуду.
Усопшего обряжают в заранее припасенные вещи, составляющие «смертный узел». Причем нижняя одежда должна быть новой, ни разу не надетой. Исключение составляют маленькие дети, которых довольно часто хоронили в крестильной рубашке или рубашке, в которую вшивали часть крестильной. Остальная одежда, особенно мужская может быть ношеной, но скорее праздничной, а не повседневной. Что касается женской одежды, то могут использоваться как праздничные платья, так и специально сшитые. В тех случаях, когда хоронили женщину, сохранившую до старости стройную фигуру, ее могли положить в гроб в свадебном платье. Незамужних девушек до настоящего времени хоронят в платье невесты. До 50-х годов ХХ века считалось правильным хоронить людей в лаптях; однако сейчас об этом упоминают лишь наиболее пожилые люди. В похоронных узлах сейчас лапти заменили тапочки (обязательным условием является наличие у них задника, чтоб «на том свете с ноги не соскакивали»).
К изготовлению гроба всегда подходили с большой осторожностью, так как верили: если он будет больше необходимого размера, в семье появятся еще покойники. Сейчас гроб либо заказывают в ритуальных конторах, либо делают сами из досок. Однако некоторые исполнители отмечают, что раньше гроб делали долбленым, и он имел форму человеческого тела.
Следует сказать, что в настоящее время представления о том, кто делает гроб. несколько размыты, хотя, видимо, первоначально гроб делался родственниками умершего; исключение составляли лишь те случаи, когда покойник был первым умершим родственником для мужчины. Существует большое число запретов на изготовление гроба для своих «кровников», но данные запреты не распространяются на свойственников: сын не должен делать гроб для матери, а зять для тещи может.
При положении в гроб на глаза покойнику клали медные пятаки, руки складывали крест-накрест и закрывали тело белым покрывалом. Первоначально это была домотканая холстина, но в настоящее время ее заменило покрывало, которое покупается в церкви. Обычно оно включается в состав «смертного узла».
В гроб клали стружки, оставшиеся от его изготовления. Считалось, что стружки, не убранные с земли, приведут к тому, что на месте, где они лежат, ничего не будет расти. Помимо стружек, в гроб клали веник. К сожалению, ни один из опрошенных нами людей не смог вспомнить, какой веник клали в гроб и зачем. Причина, которую приводит одна из местных жительниц («чтобы человек не портился»), не кажется нам убедительной. В других районах Владимирской области в похоронном обряде использовался троицкий веник, листьями которого набивали подушку под голову покойного, а сам веник клали в ноги.
Сохранились в Судогодском районе и суеверия, связанные с изготовлением покойницкой подушки. Наволочку на нее шили только руками, не на машинке, причем для женщины эту подушку набивали волосами, снимаемыми ею с гребня в течение всей её жизни. Если хоронили женщину, то в гроб также клали и гребень. В настоящее время расческу кладут и в гроб к мужчине.
Гроб с телом полагается выносить из дома вперед ногами, чтобы покойник как бы «шел» на кладбище. Причем считалось, что женщину должны нести женщины, а мужчину — мужчины. Несли покойника на холстах, которые после похорон мылись в проточной воде и хранились до следующих похорон.
При выносе покойника из дома существовал обычай «делать дорогу» из еловых веток или трав. К сожалению, на данной территории не сохранилось объяснения этого обычая. В других районах Владимирской области существует устойчивое поверье о том, что эта дорога показывает душе умершего путь к его новому дому и защищает оставшихся в живых от покойного.
После выноса тела дом подвергаетя тщательной уборке, при которой переворачиваются все столы и стулья. Довольно часто их сбрызгивают святой водой. Считалось, что перевернутые предметы защитят остальных членов семьи от нежелательных приходов умершего.
Дорога на кладбище состояла как бы из нескольких стадий. Особое внимание уделялось встрече похоронной процессии с кем-либо. «Встречник» предвещал нового покойника в семье или деревне. Чтобы обезопасить себя от этого, при первой «встрече» одаривали человека: подавали головной платок или полотенце, чтобы встретивший похоронную процессию человек помянул умершего. Если же «встречника» не было, то приготовленные для него вещи передавались кому-нибудь на кладбище, чаще всего нищим.
Большое значение имело и посещение «криночек». Это место считается нечистым, и в обычные дни его стараются обходить стороной. По местным представлениям, там «манит» и показывается нечистая сила. Однако в день похорон участники траурной процессии обязательно посещают «криночки», выбрасывая туда вещи, оставшиеся от обмывания покойника.
Множество суеверных представлений связано с рытьем и обустройством могилы. Верили, что если могила намного больше, чем гроб, то вскоре в селе появится еще один покойник. Это же предвещал и обвалившийся край могилы.
К формированию могильного холма приступали лишь на сороковой день после похорон, полагая, что до этого времени душа окончательно покидает дом и могила становится ее постоянным местом обитания.
Раньше гроб в могилу опускали на холсте, головой на восток. В могилу кидали платки, чтобы покойник забрал с собой слезы живых, и деньги, чтобы он смог откупить себе место на том свете. Через могилу перекидывали головной платок и катушку ниток, чтобы умерший на том свете «зашил дорогу» и смог перейти огненную реку. Считалось, что случайно упавшая в могилу вещь предвещает смерть ее владельца.
В Судогодском районе существовал обычай класть на могилу угощение, причем верили, что количество предметов, положенных на могилу, должно быть парным, чтобы умерший не забрал с собой оставшихся в живых.
С кладбища запрещалось уносить с собой любые вещи, так как это предвещало нового покойника в доме. Исключение составляли холсты, на которых несли гроб, и лопаты, которыми рыли могилы. И то, и другое подвергалась ритуальному очищению. Холсты не заносились в дом до тех пор, пока их не постирали в проточной воде или не оставили под росой или дождем, а лопаты оставляли на ночь на улице, чтобы их покрыла роса. Считалось, что если утром росы на лопатах нет, то в доме будет еще один умерший.
По возвращении с погоста в доме умершего устраивались поминки — особая ритуальная трапеза, порядок блюд на которой был строго регламентирован. На могиле умершего поминали кутьей — кашей с медом, разбавленным водой (сытой). В настоящее время чаще всего готовят рисовую кашу и добавляют в нее изюм, а раньше кутью делали из пшеницы, овса или ячменя, добавляя сушеные ягоды черемухи или черной смородины.
Первыми на поминальной трапезе подавали блины с медом — это называлось «первый помин». Затем подавали мясные щи (или грибные, если похороны приходились на пост), потом три вида каши, вареный горох, черепенники (лепешки из гречневой каши, смазанные сметаной), компот с пирогами. Последним блюдом был кисель. Доев его, участники поминок делали на тарелке крестик из остатков еды. Существовало строгое правило, запрещающее на поминках есть из отдельной посуды, поэтому участники поминального застолья ели из общих мисок. Поминки завершались совместным пением молитвы «Со святыми упокой». После трапезы родственники усопшего раздавали всем участникам поминок какую-нибудь оставшуюся еду. Сейчас чаще всего дают конфеты или печенье, а раньше раздавали специально выпекаемые небольшие булочки. За поминальным столом обычно раздавали и предметы на память о покойном, чаще всего — платки и полотенца.
Кроме поминальной трапезы существовали и другие способы помянуть усопшего. Одним из них был «помин» — обычай высыпать пшено и воду, простоявшие сорок дней после смерти, птицам.
Существовали и особые поминальные дни. Одни из них были связаны со смертью покойного — девятый и сороковой день, година; другие — с определенными датами народного календаря — Радуница, Родительские субботы и т. д.
Особую роль в похоронном обряде играли причитания. В Судогодском районе традиция причитаний была чрезвычайно богатой. Ими сопровождались многие обрядовые действия: изготовление гроба, обмывание покойника, вынос его из дома и т. д. До настоящего времени фрагментарно сохранились собственно причитания по умершему и так называемые «приветы». Они являются частью похоронного причитания, исполняемой на кладбище и содержащей просьбу поклониться умершим родственникам. Надо отметить, что во временя причитаний на кладбище можно наблюдать отступление от нормы сольного индивидуального причитания, так как в момент погребения, судя по воспоминаниям исполнителей, поднимался всеобщий плач, что считалось определенной нормой («на чужих похоронах своих вспоминаешь»). Причитания являются в данной традиции особой формой обрядовой речи и носят специфически публичный характер. На других территориях Владимирской области они могут быть представлены в различных ансамблевых или смешанных комбинированных формах исполнения и приобретать форму бессловесной голосьбы. На данной территории характерны случаи мелодического соотнесения причитаний с духовными стихами, которые активно входят в систему поминальной обрядности, прежде всего, сорокового дня. До 1980-х годов в Судогодском районе фиксировались более полные варианты причитаний. В настоящее время данный элемент похоронной обрядности сохранился в рудиментарном виде. Однако система запретов, связанных с причитаниями, богата и разнообразна. Так, нельзя причитать мужчинам — «слезы не дойдут», беременным женщинам — «по своему младене будет плакать» (помимо этого и в настоящее время существует устойчивый запрет беременной смотреть на покойника и посещать кладбище), девушкам во время месячных — «красоту выплакают». Нельзя причитать в дождь и под радугой. Известен запрет на причитания во второй половине дня, как, впрочем и запрет хоронить во второй половине дня.