Народные представления о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы в Судогодском районе Владимирской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, говор – среднерусский
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы занимает в фольклорной традиции Судогодского района Владимирской области особое место. Это одна из наиболее знаковых дат народного календаря. В представлениях об этом дне в традиционной культуре активно проявляется синкретизм христианства и язычества. Несмотря на то что в основе его календарной обрядности лежат мотивы, заимствованные из христианского культа, их восприятие и разработка опираются на мифологические представления.
Для местных жителей Благовещение, в соответствии с православным каноном, — один из великих богородичных праздников в память о возвещении архангелом Гавриилом вести о рождении Христа. Безусловно, в судогодских фольклорных записях встречаются упоминания об этом библейском событии. Однако, помимо традиционного представления о благой вести о будущем рождении Христа, принесенной архангелом Гавриилом, здесь иногда говорят и о том, что на Благовещение благую весть о рождении Спасителя принесли птицы. Не случайно в этот день существует множество примет и поверий, с ними связанных. К примеру, считается, что если на Благовещение человек не увидит какую-нибудь птицу, то он не доживет до Рождества. Верят, что если первой птицей, которую человек увидит в этот день, будет ворона, то Благовещение будет пасмурным, а если синица — солнечным, поскольку именно она принесла весть о предстоящем рождении Спасителя людям, а ворона своим карканьем пыталась ее заглушить.
Благовещение здесь осознается праздником равным Пасхе и нередко сравнивается с ней. Его также часто называют большим или великим праздником. Считается, что только на эти праздники нельзя работать в течение целого дня, в то время как во все другие праздничные дни данный запрет распространяется только на время церковной службы. По погоде на Благовещение определяют погоду на Пасху или на всю Пасхальную неделю. В этот день, как и на Пасху, может играть (переливаться всеми цветами радуги) солнце. Причем считается, что «игру» солнца могут увидеть только дети и безгрешные люди.

Благовещение в Судогодском районе входит в целый комплекс праздников, связанных со встречей весны. Три предшествующие ему даты народного календаря — Евдокия (14 марта), Герасим Грачевник (17 марта) и день Сорока мучеников (22 марта) — указываются исполнителями как дни, когда приходит весна или ее приносят птицы, то есть как даты, подготавливающие наступление настоящей весны. Благовещение они считают началом весны, ее установлением, отмечая, что с этого момента поворот к холодам не возможен.

С Благовещением связывают прекращение санного пути, что нашло свое отражение в пословице: «Благовещенье — санное помещенье: неделя недоезду, неделя переезду». Именно в это время чаще всего таял снег и на санях уже нельзя было проехать. По тому, насколько рано сходил снег, судили о погоде на предстоящую весну: ранее таяние, когда передвижение на санях становилось невозможным за неделю до Благовещения («неделя недоезду»), предвещало теплую весну, а позднее, после Благовещения («неделя переезда») — указывало на холодную весну.

В этот день было принято отпускать домашнюю птицу на волю, «чтоб уж они весну славили». Обычай был столь широко и повсеместно распространен, что даже вошел в пословицу: «Благовещение — птиц на волю отпущение». На Благовещение нужно было согнать куриц с насеста, «чтобы лучше неслись». Однако сами яйца, снесенные в этот день, хозяйками уничтожались, так как считалось, что из них «высиживается урод» или они могут быть пустыми. Полагали также, что такое яйцо «есть грешно».

На Благовещение пекли особое обрядовое печенье. Иногда оно имело форму шариков, но чаще его делали в виде птичек, называемых голубями. Если другие виды обрядового печенья могли употреблять в пищу, то благовещенское никогда не было лакомством. Оно активно использовались в магических целях. Этим печеньем кормили скотину, чтобы та лучше плодилась. Использовалось печенье и в любовной магии. Так, девушки угощали благовещенскими голубями понравившихся им парней, полагая, что это обеспечит сильную и долгую любовь.

Благовещенские голуби использовались и как поминальная милостыня, которую тайно клали на окна односельчан родственники умершего. В этом случае пекли 40 голубей, а обрядовые действия с ними были те же, что положено совершать с птичками или колобками, испеченными в день Сорока мучеников.

Иногда это печенье клали в зерно, приготовленное для посева, поскольку считалось, что это обеспечивает хорошую всхожесть, защиту от града и пережинщиц. Однако чаще функцией оберега обладала просфора, взятая на Благовещение в церкви. Вера в магическую силу благовещенской просфоры сохраняется и в настоящее время, с чем постоянно, но безрезультатно борются современные священнослужители.

Бывало, благовещенскую просфору пекли дома. Она была чуть больше церковной, ее хранили, как и крещенскую воду. Считалось, что она помогает при болезни, однако в аграрной магии ее не использовалась. В аграрной же практике просфору откладывали до сева и зарывали на поле для увеличения урожая.

Очевидно, что Благовещение осмысляется в традиции как день начала весеннего цикла сельскохозяйственных работ, и магические действия были призваны обеспечить благополучие всего аграрного года.

Необходимо отметить, что Благовещенье довольно часто приходилось на Великий пост. И это был единственный день во время поста, когда разрешалось петь песни, а кроме того, как и в Вербное воскресение, снимались жесткие ограничения в еде —разрешалось употреблять в пищу рыбу. Таким образом, Благовещение осознается благоприятным днем, наделенным положительной семантикой.

Однако есть целый ряд примеров, которые свидетельствуют о том, что в судогодской традиции существовало не только положительное восприятие праздника. Благовещение, по местным представлениям, является опасным и неблагоприятным днем. Особенно наглядно опасность, приписываемая Благовещению, проявляется в запретах.

Наиболее широко известен запрет работать в этот день. Как говорят повсеместно, на Благовещение птица гнезда не вьет, а девка косы не плетет. По легенде, кукушку проклял Господь за то, что она, нарушив запрет, на Благовещение вила гнездо. Поэтому кукушка не имеет своего гнезда и подбрасывает яйца в гнезда других, «законопослушных» птиц.

Девушка не должна расчесывать свои волосы на Благовещение, потому что, по словам местных жителей, у нее будет болеть голова или «без волос останешься». В то же время существует и другая мотивировка запрета: нельзя расчесывать волосы, потому что при прядении и тканье будет путаться пряжа, рваться нитки основы и т. п. Здесь очевидна ассоциативная связь: волосы и нити довольно часто рассматриваются в традиционной культуре как близкие понятия (ср. вплетение волос в нити или жгуты из волос и т. п.). Благовещение связано с сообщением о беременности девы Марии. Как известно, в традиционной культуре беременной женщине во избежание обвития пуповины вокруг плода запрещалось работать с нитками: сматывать, плести, завязывать узлы. Отметим также, что в тех традициях, где женщины плели лапти и корзины, на период беременности на это занятие накладывались жесткие ограничения, чтобы ребенка не обмотался пуповиной. По этой же причине кружевницам во время беременности нельзя было плести кружева. Вместе с тем на противопоставляемый Благовещению в календарном цикле праздник Воздвижения запрещалось расплетать и распутывать нитки, поскольку земля в этот день закрывалась, «сдвигалась» и работа с нитками могла нарушить этот процесс. Можно предположить, что поскольку Благовещение — это время, когда земля открывается, вероятно, заплетение или витье чего-либо могло повлиять на благополучный исход этого процесса.

Зафиксировано и еще одно пояснение запрета: девушка не должна расчесывать волосы и заплетать косу, потому что в противном случае куры разорят огород. Видимо, расчесывание волос и разрывание курами земли рассматриваются как действия ассоциативного типа.

На Благовещение во избежание возможных бед запрещена и любая другая работа. Обычно запрет на работу в этот день информанты подкрепляют быличками, рассказывающими о нарушении данного предписания. Все, что сделано на Благовещение, не приносит пользы, работа делается впустую и не приносит желаемого результата.

Несмотря на то что Благовещение тесно связано с представлениями о начале нового цикла, существует устойчивое предписание ничего важного не начинать в этот день. Более того, и день недели, на который пришлось Благовещение, приобретал на целый год особую отрицательную силу. Поэтому старались запомнить, на какой день недели пришлось Благовещение, чтобы в течение всего года в этот день не начинать и не предпринимать каких-либо важных дел.

По своей семантике Благовещение как определенный день в ряде случаев очень близко к понедельнику. Так, например, и в этот праздник, и в понедельник запрещается первый раз выгонять скот, чтобы избежать массового падежа. И даже считается, что если Благовещение придется на понедельник, отрицательная семантика этого дня только усилится.

На Благовещение не допускались никакие работы, связанные с землей. По местным поверьям, в этот день земля отворяется после того, как ее запер Бог (вариант — св. Петр) на Воздвижение, и появляются змеи, прочие гады, а также насекомые. Соответственно, тот, кто работает на Благовещение с землей, может пострадать от змей или подвергнуться нашествию на дом вредных насекомых. В этот день старались не оставлять на виду веретен, чтобы в течение года не подвергаться нападению змей.

Негативная семантика Благовещения проявлялась и в представлении о том, что родившийся в Благовещение будет несчастным. Даже смерть в этот день особенно нежелательна и опасна: «К престолу Божьему идти долго».

Хотя Благовещение относится, с точки зрения исполнителей, к числу самых неблагоприятных дней в году, в его определениях это никак не отражено. Более того, часто, говоря о Благовещении, употребляют эпитет «благое», что связано с высоким христианским статусом этого праздника.

Вместе с тем Благовещение входит в число праздников, которые в местной традиции называют грозными. К ним относятся Егорий, Казанская, Ильин день и некоторые другие. Определение «грозные» в отношении таких праздников обусловлено тем, что в эти дни бывают сильные грозы, которыми люди наказываются за нарушение тех или иных предписанных запретов. Однако для Судогодского района, как и для всей Владимирской области, грозы на Благовещение большая редкость, и вряд ли по этому признаку праздник можно отнести к грозным. Правда, существует и другое объяснение такой характеристики: грозный — значит сердитый, строгий, а Благовещение, безусловно, строгий праздник со множеством запретов, нарушение которых ведет к неминуемому наказанию.

Если для большинства грозных праздников наказание при нарушении запретов связано с грозой, громом, молнией, то самая распространенная кара за несоблюдение благовещенских предписаний — наказание огнем. Особая связь Благовещения с огнем обнаруживается и в том, что в этот день, по народным представлениям, полагалось наблюдать за солнцем, поскольку считалось, что солнечное Благовещение предвещает пожары и грозовое лето. В этот день не рекомендовалось зажигать свет, так как летом в дом может ударить молния, или, напротив, предписывалось всю ночь жечь огонь, чтобы в дом не ударила молния.

Благовещение в Судогодском районе отличается разнообразной семантикой, которая не исчерпывается только положительными или только отрицательными значениями. Это связано с тем, что оно занимает в календарном цикле некое особое положение и приходится на порубежное время, когда активизируются как положительные, так и отрицательные силы. Как кажется, положительная семантика этого дня в значительной степени связана с христианской традицией, в то время как отрицательная во многом тяготеет к дохристианским верованиям и представлениям.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Рассказ А.П. Романовой из д. Степаново Судогодского р-на Владимирской обл. о запрете работать на Благовещенье.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна