Песенное наследие Веры Васильевны Шишкиной из села Прудки Красногвардейского района Белгородской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Вера Васильевна Шишкина — выдающаяся исполнительница народных песен, хранительница традиций в селе Прудки Красногвардейского района Белгородской области. Исполнительскую манеру певицы характеризует пение в высокой позиции с насыщенным вибрато в голосе и чрезвычайно высокое мастерство в варьировании песенных напевов, реализующихся в ансамблевой многоголосной фактуре.

Выдающаяся исполнительница народных песен Вера Васильевна Шишкина родилась 6 июля 1937 года в селе Прудки Будённовского района Воронежской области (ныне Красногвардейский район Белгородской области). Она является одним из ярких носителей песенного наследия своего села. Ее приобщение к песенной культуре своего села происходило в первую очередь в семье. По словам певицы, все её родственники по материнской и отцовской линии были замечательными песенниками. Репертуар и мастерство традиционного ансамблевого пения она осваивала и на широкой улице в карагоде. Вот как рассказывает об этом сама Вера Васильевна: «Все мои тётки пели, отец пел хорошо, дедушка. Мама чище, лучше мене пела. Это были врождённые люди, по природе были певуны. Ходила я с мамою у карагод. Мама идёть у карагод и нас двоих ведёть. И я стояла и усё это слушала, и сразу мне это прививалося».

Долгое время В.В. Шишкина являлась лидером и бессменным запевалой в местном этнографическом коллективе. От ансамбля в разные годы было записано 65 песен: протяжных, карагодных, свадебных. В репертуаре певицы около 100 песен. Ее излюбленным жанром являются широкораспевные протяжные песни «Со вечера дождик пошёл», «Как они шли-прошли», «Проходи-ка моё скучное время», «Не по охоте девка замуж шла», «Ой, да вечеры», «У дуброве на вершине», «За лесочком, лесиком», «Со беседы шли», «Неспокойный шельма-комарёк» и карагодные «Как повадилась Параня», «Вдоль по улице Ванюша», «Девка по саду ходила», «По мосту, мосточку», «Пошли кумушки домой».

Вера Васильевна Шишкина обладает голосом широкого диапазона с сочным альтовым тембром. Природные голосовые возможности, а также уникальная музыкальная память, тонкий слух позволяют ей выполнять в ансамбле не только роль запевалы, но и вести подголосок. По словам певицы, петь подголосок и запевать в ансамбле должны люди с исключительными музыкальными способностями: «Первай голос — это лучший игрок должен быть! И кто запевая! Иной разачне хто знай куды, за ним прихватиться негде, поэтому я запеваю сама». Глубокое знание традиции, владение обширным репертуаром, музыкальной лексикой, исполнительскими приёмами, уникальный дар импровизатора позволили В.В. Шишкиной стать непререкаемым авторитетом в сфере традиционной песенной культуры не только в родном селе, но и в округе.

Для исполнительской манеры В.В. Шишкиной характерны следующие признаки: пение в высокой позиции с ярким насыщенным вибрато в голосе, использование киксов, флажолетов, глиссандирующих спадов и подъездов, огласовок, опеваний, синкоп, ритмических задержаний. Чаще вокальная линия певицы выполняет функцию ведущего связующего голоса в ансамбле. Изобретательно варьируя основной напев, исполнительница как бы прошивает ансамблевую фактуру, соединяя партию высокого голоса с низкими голосами. Вот как рассказывает об искусстве пения в ансамбле сама В.В. Шишкина: «Идей-то там кавылюшку вставишь, то отстанешь, то уперёд пойдёшь. Вот раньше хлеб цепами молотили — двоя ровна, а третий подбивая, двоя ровно, а третий подбивая. Так вот и в песне!»Понимание исключительности своего дарования тонко выражено певицей: «Ну, вот мала таких-то как Вера Васильевна. Там у хоре-то много стоят подпевають, а ведущий один, всё-таки за ним держатся».

Вера Васильевна Шишкина является не только великолепной певицей, но и интересной рассказчицей. От неё записано более 250 репортажей о старинной свадьбе, календарных праздниках и обрядах, широких улицах (весеннее-летних гуляньях) и карагодах, о песнях и исполнительских особенностях родного села.

С 2007 года В.В. Шишкина проживает в соседнем селе Сорокино Красногвардейского района Белгородской области у своей дочери. Однако слава о мастерстве и уникальных знаниях певицы до сих пор притягивает к ней собирателей и исследователей фольклора из Губкина, Белгорода, Воронежа, Москвы. Часто приглашают певицу на фольклорные фестивали и научно-практические конференции, проходящие в Белгороде и Воронеже.

Несколько песен, записанных в селе Прудки, опубликовано в сборнике В.М. Щурова «Усёрдская сторона» и в монографии Г.Я. Сысоевой «Песенный стиль воронежско-белгородского пограничья». В 2005 году при поддержке фонда «Русское исполнительское искусство» кафедра этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств выпустила диск «Белгородские поля» с записями народных исполнителей из села Прудки Красногвардейского района Белгородской области.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Хороводная постовая песня «Мы походим, мы пойдём» в исполнении жителей с. Прудки Красногвардейского р-на Белгородской обл.
00:00
Содержание

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна