Пещерное святилище Камень Дыроватый в Свердловской обл.
В 1982, 1983, 1988, 1991–1993 и 1997–2000 гг. исследования пещерного святилища проводил Ю.Б. Сериков, собравший колоссальный по объему материал и установивший, что наконечники стрел залегают не только в пещере, но и у подножия скалы. Интерпретации обрядовых действий, совершавшихся в пещере, посвящена большая статья И.Л. Кызласова, в которой автор с использованием большого числа примеров убедительно трактовал пуск стрелы в «чрево» горы–прародительницы как символ оплодотворяющего начала (Кызласов И.Л. Камень Дыроватый (Символика пещерных святилищ и культовой стрельбы из лука) // Этнографическое обозрение, 1999, № 4. — С. 37-50).
Вход в пещеру расположен на высоте около 20 м от подножия скалы и в 40 м ниже ее верхнего края; длина пещеры — около 100 м. Залегание наконечников слоями в наиболее отдаленной части пещеры черешками к ее устью позволило сделать вывод о том, что стрельба велась со стороны реки. По подсчетам Ю.Б. Серикова, общее количество находок, с учетом коллекции, хранящейся в Эрмитаже (из раскопок Н.А. Прокошева), превысили 25,5 тыс., из них 21,7 тыс. наконечников, среди которых преобладают каменные и костяные. На части наконечников присутствуют разнообразные геометрические узоры, в которые втерта красная охра.
Расположение святилища на реке Чусовой, связывающей восточные и западные склоны Среднего Упала, наличие в пещере разнотипных наконечников, бытовавших на разных территориях, позволяет рассматривать пещеру как межплеменное святилище (Калинина И.В., Ленц Г.Т., Сериков Ю.Б. Дыроватый камень // Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000). По продолжительности функционирования, по обилию и набору находок святилище на Камне Дыроватом не имеет аналогов на территории России. Начало его функционирования относится к эпохе мезолита (IX–VII тыс. до н. э.). В пещере хорошо представлены костяные и каменные наконечники эпохи неолита (VI–IV тыс. до н. э.), бронзового и железного веков, что позволяет считать, что это древнейшее на Урале святилище действовало с эпохи мезолита до этнографической современности.