Городище Усть-Полуй в Ямало-Ненецком автономном округе
Полученные материалы, которые по объему и составу больше соответствовали жертвенному месту, произвели сенсацию и оценивались как «буквально мировое открытие» (Федорова, 2003, с. 6). Однако после того, как в конце 1936 г. автор раскопок был арестован и расстрелян, и коллекция, и сам памятник на десять лет были забыты. Следующий этап его исследований связан с именами В.Н. Чернецова и В.И. Мошинской, которые в 1946 г. побывали на Ангальском мысу, провели там шурфовку, а позднее подготовили серию статей, посвященных Усть-Полую и усть-полуйской культуре, выделенной В.С. Адриановым (Мошинская В.И. Керамика усть-полуйской культуры // МИА, 35. 1953. — С. 107-120; Мошинская В.И. Материальная культура и хозяйство Усть-Полуя // МИА, 35. 1953. — С. 72-106; Чернецов В.Н. Бронза усть-полуйского времени // МИА, 35. 1953. — С. 121-178; Чернецов В.Н. Усть-полуйское время в Приобье // МИА, 35. 1953. — С. 221-241).
В 1991 г. небольшой разведочный раскоп на памятнике заложил В.М. Морозов, а в 1993–95гг. и с 2006 г. по настоящее время исследования продолжали сотрудники Ямальской археологической экспедиции под руководством Н.В. Федоровой и А.В. Гусева. Первые исследователи памятника отмечали ров и вал, огораживающие мыс с напольной стороны, и считали Усть-Полуй городищем, на котором совершались обряды. Другие ученые настаивают на исключительно культовом характере памятника, полагая, что эти сооружения служили не для обороны, а для разграничения обыденного и сакрального пространства, чему противоречат выводы о разносторонней производственной и бытовой деятельности обитателей, носившей круглогодичный характер (Данченко Е.М. Усть-Полуй в системе Урало-Сибирских древностей // Археология Арктики. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию открытия памятника археологии «Древнее святилище Усть-Полуй». Доклады. г. Салехард, 27–30 ноября 2012 г. — Екатеринбург: Изд-во «Деловая пресса», 2012. — С. 86-90).
Следует добавить, что на Усть-Полуе представлены разновременные и разно культурные материалы, находящие аналогии не только в Западной Сибири, но и к западу от Урала, склоны которого видны с Ангальского мыса. По-видимому, в какие-то периоды памятник мог служить местом обитания, в другие — быть святилищем, которое посещалось представителями различных групп населения. Находки из культурного слоя Усть-Полуя представлены огромным количеством вещей, в том числе целых, среди которых наконечники стрел, фрагменты луков, орнаментированные панцирные пластины, бронзовый клевец; детали оленьей упряжи; роговые ложки и гребни со скульптурными навершиями, рукояти ножей, фрагменты керамики, орнаментированные берестяные и деревянные изделия (Федорова, 2003, с. 7). Материалы хранятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге и в Ямало-Ненецком окружном Музейно-выставочном комплексе им. Шемановского в Салехарде. Памятник содержит разновременные материалы эпохи раннего железа и средневековья. Время существования самого святилища можно отнести к I в. до н. э. — I в. н. э.