Святилище эпохи поздней бронзы в южно-таежном Прииртышье, занимавшее часть одноименного городища, которое является одним из опорных памятников сузгунской археологической культуры (XII–VIII вв. до н. э.). Выразительное название останца «Чудская Гора» свидетельствует о том, что местное русское население издавна связывало хорошо заметные остатки расположенного на нем древнего поселения не с сибирскими татарами, действительно жившими на площадке памятника в XIV–XVI вв., а именно с чудью, как на Руси называли финно-угорские народы. В Среднем Прииртышье к ним относились южные ханты, а в более ранний период — предки венгров, мигрировавшие на запад в эпоху Великого переселения.

Первые исследования на городище Чудская Гора проводились сотрудниками Института археологии АН СССР: М.Ф. Косаревым в 1974 г. и Т.М. Потемкиной в 1976 и 1977 гг. Всего ими было вскрыто 640 кв. м. Объем и выразительность материалов памятника, включавших около 20 тыс. фрагментов керамики и 130 целых сосудов, сделали его ключевым для характеристики заключительного этапа бронзового века южно-таежного Прииртышья (Потемкина Т.М., Корочкова О.Н., Стефанов В.И. Лесное Тоболо-Иртышье в конце эпохи бронзы (по материалам Чудской Горы). — Москва: ПАИМС, 1995. — 207 с.).

На исследованной площади были прослежены остатки различных объектов, в том числе жилых и хозяйственных. Вместе с тем, некоторые из выявленных сооружений трудно считать бытовыми: они были настолько загромождены целыми и раздавленными сосудами, забиты скоплениями костей, в которых попадались и человеческие, что находиться в них было крайне тесно и неудобно. Вдобавок, в ряде случаев непонятным оставалось явно избыточное количество очагов, не соответствующее незначительной площади построек. В одном помещении была обнаружена бронзовая фигурка-идол. Подобное мощное скопление целых и раздавленных керамических сосудов аналогичного типа ранее было исследовано на жертвенном месте Сузгун II под Тобольском, по названию которого культура населения Среднего Прииртышья конца II — начала I тыс. до н. э. именуется сузгунской (Мошинская В.И. Сузгун II — памятник эпохи бронзы лесной полосы Западной Сибири // Материалы и исследования по археологии СССР. № 58. М. 1957. — С. 114-135).

Если учесть, что изготовление сузгунского глиняного сосуда и его декорирование сопоставимы по трудоемкости, то орнамент, не имевший утилитарного значения, всецело оказывается в сфере сакрального (Балакин Ю.В. О методах реконструкции традиционного мировоззрения по археологическим данным // Традиционное сознание: проблемы реконструкции. — Томск: Изд-во НТЛ, 2004. — 368 с. (Серия «Монографии»; вып. 9. — С. 43-45). Эпоха поздней бронзы и переходное время к раннему железному веку — XI–IX вв. до н. э.

Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна