Собор Георгия Победоносца за верхом в Калуге
Снаружи отделана в духе московского зодчества конца XVII века (стиль «московского барокко»). Окружена галереями-гульбищами, воздвигнутых на четырех романских арках и застекленными после Великой Отечественной войны. Вход и в галереи, и в храм осуществлялся через лестницы, расположенные с обеих сторон постройки, главный вход был «из-под колокольни». Наружные стены верхнего храма украшены крестами. Четверик опоясан рядом декоративных кокошников с раковинами. Отделка дверей выполнена в русском стиле из мячковского камня.
Приделы храма — Воздвиженский (вверху), Георгия Победоносца, Иоанна Предтечи и «Утоли Моя Печали» (внизу). Роспись верхнего храма появилась в 1766–1767 годах. В конце XIX века она была подновлена без отступления от древнего письма; в последствии также неоднократно подновлялась. Трапезная часть нижнего храма, расписанного в начале XX века, была подновлена в 1999 году иконописцами Калужской епархии. Большинство икон верхнего храма, относящегося к 1770–1780 годам, были написаны специально для него.
На крыше шатровой колокольни располагаются двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. В верхних ярусах находятся оконца, украшенные небольшими декоративными колонками. Нижний ярус укреплен контрфорсом.
В Георгиевском соборе находится главная святыня Калужской области — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Среди особенно почитаемых икон — икона Божией Матери «Утоли Моя Печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы. В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 году иконописцем Семеном Фалеевым.
С 1926 по 1999 годы — кафедральный собор. Является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения.