Собор Троицы Живоначальной в Троицком Ипатьевском монастыре в Костроме (Троицкий собор; Святотроицкий собор)

Вид объекта: ХрамКонфессия: ХристианствоЯзык: Язык богослужения - церковнославянский
Троицкий собор, возвышающийся в центре Старого города Костромского Ипатьевского монастыря, построен в 1650–1652 гг. на месте более древнего (сер. VI в.) одноименного собора, разрушенного ураганным вихрем в 1649 году.
В 1650 году архимандрит Ипатьевского монастыря получает грамоту царя Алексея Михайловича о сооружении на месте разрушенного храма нового собора с приделом во имя преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя Михаила Федоровича Романова. Строительство нового Троицкого собора было завершено в 1652 году.
В 1652 году начались работы по созданию иконостаса Троицкого собора, а через два года, в 1654 интерьеры собора начали украшать фресками. Для их исполнения была приглашена артель изографов во главе с царским иконописцем костромичом Василием Ильиным Запокровским. Но им не суждено было полностью выполнить столь почетный и ответственный заказ. В 1656 году в Костроме началась эпидемия чумы, унесшая жизни большей части костромичей, в том числе и В.И. Запокровского. Тем не менее, за два года мастера создали иконы для пятиярусного иконостаса собора и частично расписали западную галерею храма.
Лишь через 30 лет работа по росписи собора была продолжена. Артель знаменитого царского изографа Гурия Никитина (Кинешемцева), чье имя среди мастеров царской иконописной мастерской стояло наравне с Симоном Ушаковым
, за три летних месяца расписала собор величайшими по своей художественной ценности фресками. Несомненно, Троицкий собор представляет собой вершину русской монументальной духовной живописи XVII столетия. Третий этап в создании (завершении) убранства собора — 1911–1913 гг. Завершение росписи галерей храма артелью палехских изографов во главе Н. Софоновым.
После революции Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был закрыт. В тридцатых годах ХХ века здесь располагался рабочий поселок "Текстильщица". Лишь на рубеже пятидесятых- шестидесятых годов началась реставрация архитектурного комплекса монастыря, в котором разместился историко-художественный музей-заповедник.
В январе 1991 года впервые за многие десятилетия епископ Костромской и Галичский Александр совершил в Троицком соборе Божественную литургию.
18 февраля 1992 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возрожден определением Священного Синода Русской Православной Церкви.
В мае 1993 года состоялось подписание соглашения о совместном использовании монастырского ансамбля Костромской епархией и музеем-заповедником, в 1994 году здесь появились первые насельники. Однако процесс восстановления исторической справедливости потребовал многолетних усилий: лишь в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.
В настоящее время в обители действуют Троицкий собор, Лазаревский храм (в подклете собора) и храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии. Открыт и принимает многочисленных посетителей церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древнехранилища.
Архитекторы:  1685 г. Никитин Г. (Кинешемцев Г. Н.) — интерьеры, внутреннее убранство (росписи).
1685 г. Савин С. — интерьеры, внутреннее убранство (росписи).
Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна