«Одет, раздет и вновь одет?»
В Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке проходит выставка, посвященная моде первой трети XIX века.
Двести лет назад этикет и распорядок дня светского общества были строго регламентированы. В пушкинские времена существовал особый кодекс, в котором понятия «утро», «день» и «вечер» отличались от современных. В течение дня туалеты менялись по нескольку раз — такова была даже не мода, а стиль жизни. Эти правила нашли отражение в литературе XIX столетия, неважно — русской, французской или английской.
Как наряжались в гости, театр, на светский раут или бал, какого кроя и цвета были платья времен войны с Наполеоном и в чем щеголяли современники Александра Сергеевича Пушкина порталу «Культура.рф» рассказала старший научный сотрудник музея Евгения Александровна Раппопорт.
В тени елизаветинских боскетов
Гуляют пушкинских красавиц внучки,
Все в скромных канотье, в тугих корсетах,
И держат зонтик сморщенные ручки.
Гуляют пушкинских красавиц внучки,
Все в скромных канотье, в тугих корсетах,
И держат зонтик сморщенные ручки.
Начала рассказ Евгения Александровна с цитаты Анны Ахматовой. «Костюм — это всегда время, — продолжает она, — эти строки изумительно подходят к этой выставке. Правда, здесь корсетов нет, в эпоху, о которой идет речь, их не носили. В конце XVIII века появляется мода на античность: линия талии поднимается высоко под грудь, а сами платья напоминают античные туники. Они легкие и прозрачные, всегда светлых пастельных тонов. Ампирная мода, как писали, «суть скульптуры мраморные белые вдоль берегов Эгейского моря и Тибра», то есть Рим и Греция.
Лекция по теме
Понимаете, в дворянской среде был свой уклад жизни. Было утро, день, выход к чаю, к обеду. Был большой обед, где собирались соседи и друзья, и был вечерний чай. Например, вот этот наряд с соломенной шляпкой, скорее всего, утреннее платье к завтраку, к утреннему чаю, а потом надевалась шляпка, и выходили гулять в сад.
Дезабилье — это утреннее платье, но в нем не выходили. Если мужчины ходили в халатах поверх белой рубашки и брюк и в этом виде могли даже кого-то принимать, то женщина в дезабилье никого не принимала. Это было очень простое платье, без лишних деталей декора.
Как видите, на многих манекенах поверх платья накинуты шали, которые появились в Европе не после Египетских походов Бонапарта, как думают многие, а намного раньше. Их привозили из Ост-Индии, где находились колонии Англии. Эти шали привозили в Европу еще в 1760-е годы. В России они появились позже — в эпоху ампира. Они не всегда были шерстяными или кашемировыми. На выставке представлена сатиновая шаль с изумительным рисунком-вышивкой ручной работы. Кроме того, шаль была деталью парадного женского портрета. Такие портреты, кстати, есть в постоянной экспозиции музея».
В экспозиции каждый костюм — это ручная работа, ведь швейных машин тогда еще не было. Первая машинка «Зингер» появится только в 1853 году. Слушать Евгению Александровну — одно удовольствие, от нее можно узнать, как отличить шляпку «капор» от «кибитки» и что пышный рукав, сужающийся к кисти, называли «бычий окорок», прически эпохи ампир украшались колосками пшеницы, а популярный во Франции тюрбан в российском дворянском быту не прижился — по-прежнему предпочитали чепцы.
«Считается, что в Россию моду на тюрбан привезла писательница Жермен де Сталь, которая приехала в красном тюрбане, ее называли «красной султаншей», — рассказывает Евгения Раппопорт. — Тюрбан — это головной убор для бала, для посещения спектаклей и каких-либо приемов. Правда, к 1820-м годам он трансформировался в широкий берет с перьями. Именно в таком головном уборе мы видим графиню Елизавету Воронцову на портрете Джорджа Хейтера 1832 года».
Евгения Раппопорт
Кстати, портрет мадам де Сталь кисти В.Л. Боровиковского, но только в белом тюрбане, представлен в Третьяковской галерее, а портреты княгини Зинаиды Волконской в тюрбане или с незабудками и пшеничными колосьями в прическе можно увидеть в постоянной экспозиции музея А.С. Пушкина.
Есть на выставке и манекен-невеста с традиционным для эпохи ампир флердоранжем (цветами для фаты), и плащи-накидки, плащ альмавива с пелериной, коротенькие жакеты-спенсеры, а еще веера, перчатки, ридикюли, бальные туфельки. Экспозиция занимает несколько залов, и здесь представлена не только одежда, но и созданы импровизированные детская, столовая, кабинет хозяина с мебелью, предметами интерьера и бытовыми аксессуарами. А в качестве живописной иллюстрации — портретная галерея современников Александра Сергеевича Пушкина. Вот кавалеры и дамы в нарядах и головных уборах, которые сегодня «носят» только манекены.
Война с Наполеоном всколыхнула патриотические чувства в российском обществе. И на балах стали появляться дамы в нарядах с элементами русского национального костюма — это мог быть небольшой кокошник или платье а-ля сарафан.
«Появляется так называемое русское придворное платье. Эта традиция сохранится надолго. На знаменитом балу 1903 года, посвященном 300-летию дома Романовых, все гости были наряжены в костюмы первых русских князей и княжон, в дорогих кокошниках. В моде стало появляться при дворе в платьях, стилизованных под народный костюм».
Евгения Раппопорт
В экспозиции более 50 платьев из коллекции Александра Васильева и более 500 аксессуаров из собраний Государственного исторического музея и Государственного музея А.С. Пушкина.
Все платья из личного собрания Александра Васильева — подлинные. Восхищает не только их красота, но и степень сохранности. Белоснежный батист выглядит как новый, и ни намека на желтизну столетий, а соломенные шляпки будто бы только что привезены из магазина. Как рассказал «Культуре.рф» Александр Васильев, в его собрании более 50 тысяч наименований, и хранятся предметы по всем музейным правилам — в специальных ящиках и при специальной температуре. А приобретал он их на серьезных аукционах, так что в подлинности сомневаться не приходится.
Выставка по адресу: Пречистенка, 12/2, будет открыта до 10 мая.