Государственный литературный музей представляет выставку «Лермонтов. Места силы» в Москве

К 210-летию со дня рождения великого русского поэта Михаила Лермонтова
Государственный музей истории российской литературы им. В.И. Даля подготовил выставочный проект «Лермонтов. Места силы». До 23 марта 2025 года экспозиция проходит в Москве, в Доме И.С. Остроухова в Трубниках
. Ранее проект был представлен в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова
в Пятигорске и в Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы»
.
Выставка исследует процесс преобразования жизненного опыта, впечатлений и эмоций в источник энергии творчества, которая служила главным двигателем жизни Михаила Лермонтова.
В экспозиции представлены мемориальные вещи и рисунки Михаила Лермонтова, портреты современников, иллюстрации к произведениям и эскизы к театральным постановкам. Одним из центральных экспонатов стала «маскарадная книга» Михаила Лермонтова из собрания Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. 31 декабря 1831 года 17-летний поэт явился на новогодний маскарад
в Благородном собрании. Одетый в костюм астролога, Лермонтов держал под мышкой огромную Книгу судеб, которую, по-видимому, сделал сам. Полосатый картонный переплет был украшен зарисовками мужских и женских голов, а в центре располагался голубой овал со знаками зодиака. Под обложкой находились 14 картонных листов с вырезанными из черной глянцевой бумаги китайскими иероглифами, которые поэт тщательно скопировал с ящика из-под чая. Под иероглифами он написал стихи, посвященные тем, кого надеялся встретить на празднике, например мадригал, посвященный Наталье Ивановой:

Дай бог, чтоб вечно вы не знали,
Что значат толки дураков,
И чтоб вам не было печали
От шпор, мундира и усов;
Дай бог, чтоб вас не огорчали
Соперниц ложные красы,
Чтобы у ног вы увидали
Мундир, и шпоры, и усы!

Но уже летом 1832 года, разочарованный в любви, Михаил Лермонтов посвятил Наталье Ивановой стихотворение «К ***» («Я не унижусь пред тобою…»)
. А стихи из маскарадной книги, адресованные светским львицам и львам, впервые были опубликованы в 1859 году, уже после смерти поэта, в журнале «Отечественные записки»
как цикл «Новогодние мадригалы и эпиграммы».
Также на выставке представлено множество женских портретов, среди которых есть изображения тех дам, которым Лермонтов посвящал свои лирические произведения. Так, посетители увидят портрет графини Александры Воронцовой-Дашковой
, знакомой поэта. В 1840 году она получила эту литографию Анри Греведона из Парижа. Лермонтов, который с симпатией относился к Воронцовой-Дашковой, тогда же создал ее стихотворный портрет.

Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом.
Значенья пустого слова
В устах ее полны приветом.
Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь ей несносна привычка,
Она ускользнет, как змея,
Порхнет и умчится, как птичка.
Таит молодое чело
По воле — и радость и горе.
В глазах — как на небе светло,
В душе ее темно, как в море!
То истиной дышит в ней всё,
То всё в ней притворно и ложно!
Понять невозможно ее,
Зато не любить невозможно.


9 февраля 1841 года в доме Воронцовых-Дашковых состоялся бал
, на котором присутствовал Лермонтов, недавно вернувшийся с Кавказа
в отпуск. Его непринужденное веселье и активное участие в танцах привлекли внимание великого князя Михаила Павловича.
Владимир Соллогуб вспоминал об этом вечере: «Я несколько удивился, застав его [Лермонтова] таким беззаботно веселым… вся его будущность поколебалась от этой ссылки, а он как ни в чем не бывало крутился в вальсе. Раздосадованный, я подошел к нему: «Да что ты тут делаешь! — закричал я на него. — Убирайся ты отсюда, Лермонтов, того и гляди тебя арестуют! Посмотри, как грозно глядит на тебя великий князь Михаил Павлович!»
Хозяйка бала, Александра Воронцова-Дашкова, энергично заступалась за Лермонтова, утверждая, что он не знал о бале и не был в курсе происходящих событий. Она взяла на себя ответственность за его присутствие и апеллировала к правам хозяйки, стоящей на страже неприкосновенности гостей. Благодаря ее усилиям, в тот вечер Лермонтов избежал замечаний, но вскоре был отослан обратно на Кавказ, откуда уже не вернулся.
Помимо самой экспозиции, сотрудники музея подготовили масштабную программу мероприятий: кураторские показы, лекции, тематические и обзорные экскурсии.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна