В Эрмитаже стартует выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. «Памятник исчезнувшей цивилизации»

3 июля в Главном штабе
Государственного Эрмитажа
стартует выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. «Памятник исчезнувшей цивилизации». Экспозиция, посвященная художникам-концептуалистам, проходит до 1 июня 2025 года.
Фотография предоставлена организаторами
Фотография предоставлена организаторами
Фотография предоставлена организаторами
Илья и Эмилия Кабаковы
вошли в историю искусства как создатели нового жанра — тотальной инсталляции. Это художественное пространство, наполненное специфической атмосферой, особая среда, в которой всё — не только отдельные объекты, но и их окружение, цвет и конфигурация стен, освещение, звуки, запахи — обретает новые смыслы и работает на усиление задуманного авторами образа.
Тотальная инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» была передана Ильей и Эмилией Кабаковыми в дар Эрмитажу в 2014 году, и сейчас, после длительной реставрации, она впервые представлена на экспозиции.
Тотальная инсталляция «Памятник исчезнувшей цивилизации» стала одной из самых масштабных в творчестве Кабаковых. Она была создана и впервые представлена авторами в Палермо в 1999 году. Это проект утопического города-музея, о строительстве которого художники мечтали многие годы. Он задумывался как памятник той цивилизации, в которой они родились и провели бóльшую часть жизни, — Союза Советских Социалистических Республик. Подобно археологам, Кабаковы собирали, описывали и систематизировали «обломки» этой ныне не существующей цивилизации в своих полномасштабных инсталляциях. Опираясь на личный опыт и воспоминания, они спроектировали музей, который позволит посетителям, осматривая комнаты-инсталляции, составить собственное представление об «исчезнувшей цивилизации».
Представленная на выставке в Эрмитаже инсталляция содержит детальные чертежи, планировки и эскизы этой нереализованной «сверхтотальной» инсталляции-музея. В центре зала находятся его макеты: вид изнутри и снаружи. Вокруг них расположены восемь витрин с описанием общей структуры музея и отдельных его разделов. Каждой комнате-инсталляции соответствуют стенды, развешанные на стенах зала. Многие из этих инсталляций были построены авторами в разные годы в качестве самостоятельных произведений искусства, и в наши дни они хранятся в музейных собраниях по всему миру. Например, в Главном штабе можно увидеть две инсталляции из состава утопического «Памятника исчезнувшей цивилизации»: «Жизнь в шкафу» и «Туалет в углу».
«Илья Кабаков — едва ли не единственный русский художник второй половины XX века, ставший общепризнанной мировой величиной. Илья и Эмилия Кабаковы были едва ли не единственными в западном мире, кто публично выступил против разрыва связей с русскими институциями культуры. В здании Главного штаба тотальная инсталляция, посвященная советской цивилизации, перекликается с экспозициями, посвященными предшествовавшей русской цивилизации — имперской. Но ее герой — маленький человек, наследник персонажей Гоголя
и Достоевского
»
, — отметил Михаил Пиотровский
, генеральный директор Государственного Эрмитажа
.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна