В усадьбе Измайлово проходит выставка «Изучать. Творить. Создавать»
До 30 марта 2025 года в усадьбе Измайлово проходит выставка «Изучать. Творить. Создавать», посвященная строгановской школе керамики. Работы художников-керамистов разных поколений позволяют проследить эволюцию этого искусства и оценить влияние Строгановки на массовое производство керамических изделий.
Строгановская школа была известна своими творческими экспериментами. В начале ХХ века она стала одним из центров развития модного русского стиля, а позже именно здесь создавали смелые проекты конструктивисты. Отличительными чертами строгановской керамической школы стали революционность и смелость в сочетании со знанием народной традиции.
Экспозиция объединила около 300 экспонатов из собраний научно-методического фонда кафедры «Художественная керамика» РГХПУ им. С.Г. Строганова, музея-заповедника «Коломенское», Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», Государственного биологического музея им. К.А. Тимирязева и частных коллекций.
Представленные предметы помогают проследить трансформацию формообразования в области керамики. От черепков XV века, которые собираются в сосуд, до фарфорового сервиза и интерьерной вазы, от керамического пласта до пространственной композиции и скульптуры.
Посетители выставки увидят работы Алексея Сотникова, Павла Кожина, Александра Белашова, Марии Шаховской, Валерия Малолеткова, Анны Удальцовой, Франсиско Инфанте-Араны, Давида Ципировича и других авторов. А также узнают, как связаны между собой Палеонтологический музей и Метрострой, какое они имеют отношение к керамике и какая связь между гжелью и динозаврами.
Так, в экспозиции представлено рельефное панно, созданное в 1920-х годах в Государственном экспериментальном институте силикатов, которое ярко отражает приемы политтехнологии того периода. Красный всадник олицетворяет силы добра, а белый — противоборствующего ему зла, однако за этими образами скрывается иной подтекст: красный всадник копирует образ Георгия Победоносца, пронзающего копьем змия.
Еще гости выставки увидят скульптуру «Ягненок» Алексея Сотникова. Эта работа завоевала золотую медаль на Всемирной выставке в Париже 1937 года, чему способствовало забавное происшествие: маленький мальчик подбежал к скульптуре, схватил ее и начал обнимать. Ягненка у малыша удалось забрать не сразу, и этот случай даже привлек внимание прессы.
А раздел выставки «Мастерской керамиста» посвящен секретам изготовления керамических изделий. Тактильные модели и образцы помогут посетителям понять особенности техник исполнения предметов из керамики.
Фотографии предоставлены организаторами
Смотрите также